Новое представление процессного подхода в ISO 9001:2015

Судя по проекту ISO 9001:2015 процессный подход остается стержневым элементом стандарта. Здесь была интрига, так как стандарт в новой, 5-й по счету редакции прирастает новыми концепциями: риск-менеджмент, управление изменениями, управление знаниями. Было непонятно, не устроятся ли новоприбывшие за счет старожилов: процессный подход прочно вошел в текст ISO 9001 еще в 2000 году. Этого не произошло. Роль этой концепции менеджмента осталась прежней и даже в какой-то мере возросла, так как редакторы стандарта несколько по-другому организовали представление процессного и добавили некоторые новые формулировки. Дело в том, что прежнее представление процессного подхода из ISO 9001:2008 провоцировало ситуацию, при которой система менеджмента качества (СМК, — ред.) появлялась на свет «мертворожденной» – с самого начала существовала параллельно и вне всякой связи с реальными производственными процессами и быстро усыхала, поскольку не была нужна как самоцель, а улучшению работы не способствовала. Например, пункт 0.1 «Вступления» в ISO 9001:2008 гласит, что стандарт…

         Цитата: ‘…не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации’

Этой фразой стандарт дает понять своим пользователям, что СМК не должна быть построена и документирована для выполнения требований ISO 9001. СМК необходимо основывать на группе наиболее важных процессов организации – это и есть те самые «процессы, важные для системы менеджмента качества» (4.1, — ред.) из стандарта. Сами требования предназначены не для того, чтобы по ним внедрять ISO 9001, они адресованы аудиторам, чтобы у них были ясные критерии оценки СМК. Однако эти и другие формулировки из норматива непрозрачны и далеко не все понимают их именно так, как здесь объяснено. При работе с редакцией ISO 9001:2008 это часто приводило к проблемам в системе, а то и к неудачному внедрению.

В ISO 9001:2015 введено прямое требование о применении процессного подхода: «организация должна строить систему менеджмента качества с использованием процессного подхода». ISO 9001:2008 тоже требует применения процессного подхода, но сделано это гораздо менее внятно. Смотрим дальше: в проекте нового стандарта говорится, что необходимо «определить требуемые входы и ожидаемые выходы из процессов». Думается, эта фраза введена для того, чтобы препятствовать созданию в организациях «резерваций» СМК, которые поддерживают из декоративных соображений или ради того, чтобы иметь сертификат, а для практической деятельности бесполезны и изолированы от нее. Когда вы определяете входы и выходы из процессов, то становится очевидным, являются ли эти процессы, процессами предприятия, необходимыми для изготовления продукции или это искусственные «процессы СМК» взятые из стандарта и созданные ради стандарта, бесполезные для компании. Пример: организация создает в ответ на требование ISO 9001 процедуру «идентификация продукции». Вход этого процесса – «не идентифицированный товар», а выход можно назвать «идентифицированный товар».

Процессный подход в ISO 9001:2015 усилен еще и в разделе «Лидерство», где, в отличие от ISO 9001:2008 прямо говорится об ответственности руководства за то, что СМК будет органической частью целостной и единой системы управления предприятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: