Нетривиальные подходы к СМК или механика парижского шика

Некоторые специалисты в области управления качеством критикуют Францию за консерватизм в вопросах СМК. В самом деле, если в США и Японии над проблемой всерьез ломали голову уже в 40-50 годах, то в стране, традиционно ассоциирующейся с изысканностью, концепция общефирменного, систематического управления качеством сложилась лишь в 70-80. С другой стороны, Франция – родина множества интересных подходов и методов в этой области. Здесь и активная роль государства в стимулировании соответствия самым высоким стандартам, и практика личных подписей сотрудников, в присутствии заказчика, за то, что в работе не будет брака, и экспертиза качества специалистами того же предприятия, но по чужой, независимой процедуре. Так или иначе, саму важность вопросов обеспечения качества во Франции осознавали всегда. Согласно выводам французских специалистов, 1 франк, израсходованный на предотвращение брака, экономит от 2 до 20 франков, в зависимости от конкретных обстоятельств. По данным другого исследования, проведенного Французской ассоциацией специалистов по качеству, расходы из-за выпуска некачественного товара, в пересчете на одного рабочего, составляют 12 тысяч 860 франков в год. Эксперты ассоциации сравнили эту цифру с аналогичным показателем в других странах: в США – 500-1000 долларов, в Великобритании – 180-250 фунтов.

Внимание французского правительства к вопросам качества, вызванное нарастающей конкуренцией с американскими и японскими товарами, сказалось в том, что в 1986 году генеральный представитель Французской ассоциации кружков качества стал уполномоченным по вопросам качества при кабинете премьер-министра. Проблема СМК, естественно, тесно связана с проблемами национальной и международной стандартизации. При этом, Ассоциация стандартизации Франции (AFNOR, — ред.) – негосударственная структура, хотя и имеет по законодательству право представлять республику в международных организациях. Для того, чтобы взаимодействие производства и стандартизации было гармоничным, при AFNOR работает специальный комиссар, который представляет французские власти. Руководство страны принимает активное участие во всех реформах оргструктуры AFNOR. Большую роль играют и программы обучения персонала и экспертной поддержки по качеству, которые есть при французских госорганах. Дело в том, что малые и средние предприятия не всегда могут позволить себе активность в вопросах СМК, как в силу дороговизны этой работы, так и по той простой причине, что внедрение систем управления качеством требует большой предварительной экспертной работы, а нужного количества специалистов часто нет.

Среди профессионалов в области управления качеством во Франции распространена точка зрения, что в этой области не всегда есть место универсальным подходам. По их мнению, нельзя механически переносить подходы одной организации на почву другой. СМК должны быть индивидуальными. Такие известные компании как «Дофинуаз Томсон», «Бюлль», «Анженос» продвинулись в оригинальных концепциях особенно далеко. К примеру, производитель всевозможных объективов «Анженос» во главу угла при внедрении СМК поставил само понятие качества. Большая роль отводится созданию у сотрудников исчерпывающего представления: что такое качественный продукт. Кроме того, сотрудники подписывают письменные обязательства не допускать дефектов в производстве. Помимо этого, рядовой сотрудник еще и должен анализировать причины сбоя в работе, если уж они возникли. Руководители всех уровней, со своей стороны, принимают на себя обязательство своевременно устранять выявленные узкие места и сбои.

Производитель компьютерной техники «Бюлль» сосредоточился на форматах обсуждения проблем качества. Из сотрудников низшего звена и слушателей кружков качества формируются рабочие группы, которые на постоянной основе обсуждают проблемы в сфере обеспечения качества. В руководстве существует должность директора по качеству, который также регулярно, раз в 3 месяца, проводит особые совещания, конечной целью которых является установление проблем с качеством и методов улучшения ситуации. Создали здесь и французскую модификацию японской just-in-time. Чтобы не хранить слишком много товара на складе его производят к дате, указанной в договоре с заказчиком. В основу работы с качеством в компании «Дофинуаз Томсон» положили уверенность в том, что рядовые сотрудники на любой ступени производства должны находиться в тесной связи с поставщиком. Большое внимание также уделяется учету расходов на качество. Стоит добавить, что на многих французских предприятиях активно привлекают третьих лиц к анализу обстановки с качеством. Есть, в частности, такой оригинальный способ независимой оценки как заимствование методики анализа, при том, что сам анализ проводится специалистами компании.

Плюс ко всему, во Франции очень следят за развитием технологий в области управления качеством. Усложняясь, они охватывают все более ранние стадии производства товара. А ведь специалистами установлено, что при устранении причины дефекта на раннем этапе, лишние расходы снижаются гораздо сильнее, чем на позднем. Доказано, что 20-25% всех оборотных средств предприятия уходит на брак на тех предприятиях, где есть только контроль готовой продукции. 10-12%, если компания следит за соответствием стандартам во время производства и всего 4-7% — там, где система менеджмента качества охватывает все этапы создания, начиная с выбора материала и проектирования, заканчивая сошедшим с конвейера, готовым изделием.

Важно помнить давно установленную экспертами закономерность: если работа с качеством не развивается, то она стагнирует. Многообразие методов, которые во Франции применяют для решения проблем качества, показывает, что есть творческий подход. А там, где он есть не место застою.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: