Несовершенство методик ликвидации и предупреждения разливов нефти в море

После масштабной аварии на полупогружной платформе Deepwater Horizon, приравненной к Чернобыльской катастрофе, стало очевидно, что методики предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти, далеки от совершенства. Особенно этот вопрос актуален для России, которая ежегодно добывает около 500 млн. тонн нефти.

Трагическая катастрофа в Мексиканском заливе привела к тому, что многие государства стали задумываться о радикальных изменениях в регулировании вопросов, касающихся производства нефтепродуктов в частности и углеводородного сырья в целом. Китай, Бразилия и США, например, готовы серьезно ужесточить требования к этой отрасли.

В 2010 году на саммите Большой Двадцатки российским президентом было выдвинуто предложение по созданию новых правовых документов, которые будут регулировать вопрос предотвращения и ликвидации катастроф в море, а также специального фонда, сформированного из отчислений от доходов крупных корпораций международного уровня.

Российский союз промышленников и предпринимателей предложил основные принципы экологической безопасности, в соответствии с которыми должно проводиться строительство новых нефтедобывающих предприятий на континентальном шельфе:

  • Предупреждение и сведение к минимуму рисков отрицательного воздействия на окружающую среду.
  • Внедрение единой системы применения различных технологий и техники.
  • Постоянная модернизация используемых технологий, использование наилучших практики предохранения от аварийных ситуаций.
  • Введение специальных отчислений, которые должны поступать от предприятий, загрязняющих окружающую среду.
  • Исключение вредных выбросов при нефти.

К сожалению, согласно действующему законодательству РФ в области нефтедобычи и нефтепереработки не обеспечивается в полной мере регулирование этих задач. Нормативная база показывает, что:

  • Степень готовности нефтегазодобывающих предприятий к устранению последствий аварийных ситуаций при разливе нефти рассчитывается по максимальным объемам сырья, добываемого на объекте. При этом совершенно не учитывается возможная опасность чрезвычайных происшествий, техническое оснащение для их ликвидации в пределах производственных площадок.
  • Сроки ликвидации аварии, установленные законодательно, на практике не реализуются, поскольку при составлении нормативов не учтены реальные масштабы возможных катастроф, погодные условия и пр.
  • Общего порядка ликвидации аварий, связанных с разливами нефти, не существует. Также, как и не определена схема взаимодействия органов власти, нефтегазодобывающих компаний и транспортников.
  • Хотя и введена обязательная аттестация аварийно-спасательных формирований на право производить работы по устранению нефтяных аварий, но ни один нормативный документ не предъявляет четких требований к их действиям.

Аварийная ситуация, произошедшая в апреле 2010 года на Deepwater Horizon, говорит о том, что международному сообществу нужно скооперироваться и разработать четкий порядок действий в подобных случаях заблаговременно. Нужно также подготовить ряд международных соглашений, которые бы регламентировали взаимодействие тех или иных государств, под юрисдикцией которых находятся территории добычи нефти, а также приграничные территории.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: