Необходимость в разработке экспертизы последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти

Вопрос высокой аварийности актуален не только для российской нефтяной промышленности, но и для объектов других государств, а также для мелких структурных объектов, где объемы разливов ничтожны, но происходят очень часто.

К тому же, при регистрации аварий многие нефтегазодобывающие организации намеренно занижают цифру объемов утечки, что не дает возможность определить реальную картину экологической катастрофы. А специалисты, которые занимаются ликвидацией аварийных ситуаций в этой области, в большинстве случаев не обладают достаточными для этого навыками. Да и организация работы в обычном режиме на многих предприятиях оставляет желать лучшего.

Отсутствие норм контроля

Хотя вопрос аварийных разливов сегодня стоит очень остро, методик для оценки последствий аварий по меркам экологических загрязнений попросту не существует. Такое положение вещей связано со стремительным ростом в обеспечении теоретической и научно-методической информацией, которая разрабатывается очень медленно.

Установленные на сегодняшний день нормы по контролю состояния водных и почвенных ресурсов регламентируют расчет валового количества нефтепродуктов. При этом не учитывается их способность мигрировать, накапливаться и трансформироваться в другие формы в окружающей среде.

Особенно важно принимать в расчет именно способность к трансформации отдельных составляющих нефти в природной среде. Это связано с тем, что доля этих составляющих, относящаяся к 1 и 2 классу опасности, способная не только мигрировать, но и усваиваться биомассой.

Современная классификация аварийных разливов нефти далеко отстала от жизни. Действующие методики по большей степени формальны и не учитывают реального ущерба, от которого страдает природная и социальная среды.

Нормативные базы для оценки последствий аварий с экономической точки зрения так же сильно устарела. Поэтому привлечь виновников чрезвычайных ситуаций к ответственности практически невозможно.

В большинстве случаев технические средства и мероприятия, запланированные теми или иными предприятиями для ликвидации последствий аварий, на деле оказываются неэффективными или вовсе непригодными для применения.

Согласно действующему российскому законодательству каждое нефтегазодобывающее предприятие обязано иметь аварийно-спасательные формирования. Даже существует специальная аккредитация для их специалистов. Однако нормативная база требований к этим организациям вообще отсутствует.

Указанные проблемы частично связаны с попустительством в вопросах подготовки к ликвидациям возможных аварий и разработке соответствующего плана. Планы по ликвидации аварий имеют всего лишь 35% нефтеперерабатывающих предприятий. Однако они в основном не учитывают специфику работы конкретного объекта и на деле оказываются просто «ненужной бумагой».

Невозможность объективно оценить последствия аварий не дает выяснить реальные причины их возникновения, спрогнозировать возможные повторные ЧС и их результаты. Для решения данного вопроса необходимо разработать детальную систему сбора информации и отчетности предприятий по возникшим происшествиям.

Варианты решения проблемы

В 2010 году кандидатом технических наук Першуковой Ольгой Юрьевной была предложена типовая отраслевая схема проведения экологического аудита для определения воздействия нефтегазодобывающих предприятий на природную среду. В этой схеме трансформация опасных компонентов нефти.

Автором была разработана четкая система статистической отчетности, которая основана на более чем 100 характеристиках. Такой способ сбора информации дает возможность раскрыть в более полной мере информацию об экологических последствиях утечек нефти. Отчет должен составляться, исходя из следующих характеристик:

  • Общая информация об аварии и ее последствиях для экологической среды.
  • Какие мероприятия уже выполнены и запланированы для ликвидации происшествия и восстановления загрязненных территорий.
  • Описание источника продуктов, загрязняющих окружающую среду.
  • Степень загрязнения подземных и поверхностных вод, атмосферы и земельных ресурсов.
  • Степень ухудшения состояния земельных ресурсов.
  • Отходы, которые были образованы в результате устранения последствий аварии.
  • Нарушения флоры и фауны.

Указанные характеристики могут стать отличной базой для систематизации и упорядочения информации об авариях и проведения полномасштабной оценки их последствий. Эти данные необходимы для разработки базы данных специализированных мониторинговых систем. С помощью компьютеризации такой информации и создания специального программного обеспечения можно достичь более объективных результатов в экспертной оценке последствий аварий. В РУДН уже работают над созданием Виртуального тренажерного комплекса по экологической безопасности. За основу в разработке берут реальные аварийные события, с помощью которых моделируются различные варианты распространения углеводородных компонентов нефти в окружающей среде. Такой тренажер будет хорошим подспорьем для подготовки специалистов, занимающихся ликвидацией аварийных утечек нефтепродуктов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: