Недостаточный производственный контроль как основная причина аварийности на опасных производственных объектах нефтяной и газовой промышленности
Одной из многочисленных функций государства в системе развития экономики и соблюдения цивилизованных правил и норм социальной политики является защита общества и конкретного человека от последствий техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций и технических инцидентов на промышленных предприятиях. Для того, чтобы достигнуть позитивного состояния в этой сфере, соответствующими органами федеральной власти разрабатываются нормативные требования, которые должны обеспечить на предприятиях соблюдение правил безопасности эксплуатации производственных подразделений. Государственной структурой, которая надзирает над соблюдением этих правил является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или Ростехнадзор. В 1997 году был принят закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», контроль, над исполнением которого, и является ключевым в этой сфере. Уровень состояния промышленной безопасности во многом зависит от качества производственного контроля, осуществляемого эксплуатирующей организацией. Этой процедуре подвергаются факторы и показатели, влияющие на уровень аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.
Согласно данным Ростехнадзора в течение 8 лет, начиная с 2005 года на ОПО нефтяной и газовой промышленности (добыча топливных ресурсов, система газораспределения и потребления, нефтепереработка, магистральные сети) было зарегистрировано 812 аварий, на которых погибло 333 человека. В соответствии с соответствующим нормативным регламентом после каждого чрезвычайного случая проводится тщательное расследование. Их анализ показал, что основными причинами аварий на предприятиях нефтегазовой промышленности являются:
- Отсутствие или неквалифицированный надзор со стороны служб технического контроля за состоянием основных производственных фондов объектов с повышенной опасностью.
- Слабая организация работ на опасных производственных объектах.
- Нарушение нормативного производственно-технологического режима, а также ошибки рабочего персонала, совершаемые при эксплуатации работ на ОПО.
- Наличие на опасных производственных объектах рабочего оборудования, не предусмотренного проектом и не соответствующего правилам промышленной безопасности.
- Использование в зонах повышенной взрывоопасности приборов не имеющих соответствующую защиту.
Все вышеперечисленные причины вызваны только одним – недостаточным уровнем эффективности системы производственного контроля за выполнением нормативного регламента промышленной безопасности, который предусмотрен ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Обозначенный закон должен соблюдаться абсолютно всеми предприятиями, которые эксплуатируют ОПО. И речь идет не только о соблюдении организационных факторов, касающихся этой темы, но и осуществлении системы подготовки и обучения в области промышленной безопасности. Совершенно очевидно, что только квалифицированные кадры способны контролировать уровень безопасности на опасных производственных объектах, надзирая над соблюдением нормативного регламента в этой сфере. И только они способны в случае, если аварии все-таки по каким-то причинам произошли, уменьшить и предотвратить их последствия. Производственный контроль над соблюдением главных требований промышленной безопасности также включает в себя проведение инструктажа рабочего персонала перед эксплуатацией оборудования опасных производственных объектов.
В настоящее время для проведения процедуры допуска к работам по эксплуатации часто используются информационные технологии. В Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» постоянно вносятся изменения и корректировки. Они связаны с тем, что появляется все более современное оборудование и технологии, применяемые при эксплуатации ОПО. Последняя редакция этого Закона, вступившая в силу 4 марта 2013 года, например, предусматривает отнесение некоторых опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности к ОПО I и II класса опасности. Но для этого необходимо пройти процедуру перерегистрации, которая предусматривает подготовку соответствующих документов и предоставления их в территориальный орган Ростехнадзора.
Для подобных структур предусматривается специальная система функционирования промышленной безопасности. Она предполагает, прежде всего, оценку гипотетических чрезвычайных происшествий, техногенных аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах. Более того одной из задач управления промышленной безопасностью ОПО является формирование комплекса мер, позволяющих снизить риск их возникновения. Эта процедура осуществляется посредством экспертных профессиональных проверок соблюдения нормативного регламента ПБ. Выводы внутреннего контроля в этой сфере приобретает в последнее время большой интерес еще и потому, что они являются основой для предоставления территориальным органу Ростехнадзора раз в год соответствующей информации в части выполнения требований промышленной безопасности. В отчетах, подаваемых этой организации в обязательном порядке должны указываться результаты проверок, осуществляемых как внутренними силами, так государственными и отраслевыми надзорными органами.
Анализируя содержание предписаний, которые были выданы поднадзорным объектам региональными органами Ростехнадзора, а также результаты внутренних проверок, проведенных на опасном производственном объекте, специалистами нефтегазовой отрасли был сделан вывод, что в обоих случаях количество обнаруженных нарушений одинаков. Но, эта «одинаковость» достигается количеством контролеров со стороны государства в 70 раз меньше, что говорит о крайне низкой эффективности производственного контроля, осуществляемого внутренними силами предприятия, эксплуатируемого опасный производственный объект. Именно поэтому основной задачей руководства ОПО и является создание более действенной системы управления промышленной безопасности.
Добавить комментарий