Нарушения правил промышленной безопасности на предприятиях, находящихся вне контроля Ростехнадзора
Надзорные органы, осуществляющие контроль над строительными и промышленными объектами, в настоящее время никак не могут согласовать один существенный вопрос с региональными подразделениями Ростехнадзора, который, по их мнению, имеет первостепенное значение, а именно – причисление структур, ранее находившихся в ведении Министерства путей сообщения, к опасным производственным объектам. Но они упорно отказываются это сделать, особенно такие территориальные структуры ведомства как Приволжское, Северо-западное, Московское и др. Затягивая этот процесс, они нарушают российское законодательство, в результате чего многочисленные технические устройства находятся вне надзора над соблюдением требований промышленной безопасности действительно опасных производственных объектов. И это будет продолжаться до тех пор, пока Ростехнадзор все-таки не зарегистрирует их и не возьмёт под свой контроль. А пока стороны только конфликтуют и никак не могут прийти к единому мнению.
Ситуация обстоит следующим образом – предприятия, организации и даже граждане направляют в Управление строительного и общепромышленного надзора многочисленные обращения и письма о недостаточном контроле над промышленной безопасностью этих объектов, которые ведут к их аварийности, чрезвычайным происшествиям и несчастным случаям. Управление, проанализировав создавшееся в этой области положение, сделало вывод – на данных производственных объектах крайне низкая квалификация инспекторов. Но, вот территориальные надзорные органы к этой проблеме относятся недостаточно серьезно.
Изучая акты, которые были составлены в результате проверок предприятий на предмет соответствия их деятельности нормам и правилам, предусмотренных лицензией, надзорный строительный и промышленный орган обратил внимание, что все они были проведены с грубым нарушением не только нормативного регламента, но и действующего федерального законодательства, например, ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или ФЗ №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, были обнаружены нарушения такого важного документа, как Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. А оно утверждено специальным правительственным постановлением от 22 июня 2006 года. Также инспекторами игнорировались требования другого нормативного регламента, которое также утверждено постановлением правительства российской Федерации – Положение о лицензировании деятельности взрывопожароопасных производственных объектов. Этот документ вступил в силу 12 августа 2008 года.
В чем же заключаются данные нарушения? Их можно классифицировать следующим образом:
- Предъявление к лицензиату и предприятию уже располагающему данным документом одних и тех же требований, и нормативных ограничений.
- Срыв нормативных сроков, отпущенных на рассмотрение документов и соответствующих поручений по результатам проверок.
- Отказ в регистрации экспертизы(заключения) промышленной безопасности оборудования, техники и технологий, которые используются на опасных производственных объектах, и их утверждения, по необоснованным причинам.
- Отсутствие объяснений и ссылок на конкретные нормативные документы, технические регламенты и федеральные законы в случае отказа в регистрации заявления и выдачи лицензии.
- Отказ в утверждении заключения по соответствию опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности без последующей инициации контрольной проверки по соблюдению лицензионного соглашения.
- Нарушение региональными органами Ростехнадзора регламента по выдаче разрешительных документов, которые позволяют предприятию осуществлять приемку на испытаниях. Данный регламент утверждён Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации.
- Затягивание и нарушение нормативных сроков при выдаче лицензий на использование крановой техники, особенно подъемных устройств, а также грузозахватных съемных механизмов.
В конце 2012 года был принят федеральный закон «О техническом регулировании». Но к сожалению, параллельно с ним не были приняты нормативно-технических регламенты, которые обеспечили бы его выполнение, что привело к абсолютной невозможности оценки, исследованию и переработке соответствующей нормативно-технической документации. Именно поэтому, специалистами был поднят вопрос о соответствии иностранной техники и оборудования, которое ранее уже эксплуатировалось, действующим отечественным регламентам и нормам. Во многом это относится к такой продукции, как котловые устройства, пассажирские и буксировочные канатные дороги и многое другое. Более того, существует оборудование и устройства, например, относящееся к грузоподъемным механизмам стационарного типа – развлекающие аттракционы, парковочные комплексы для автомобилей и др. – которое совсем не имеет нормативов, регулирующих их эксплуатацию. Так как на них не распространяются никакие правила, то соответственно отсутствует и ведомство, которое призвано контролировать и осуществлять надзор над их деятельностью.
В настоящее время уже существуют нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в некоторых сферах этой проблемы. К ним, например, можно отнести регламент «О безопасности машин и оборудования», а также «О безопасности лифтов». Российское правительство озаботилось данной проблемой и установило конкретные сроки для создания комплекта документов. В него входят:
- Правила и стандарты
- Способы исследования
- Система отбора образцов
- Оценка их соответствия нормативам и правилам
Сегодня организация нормотворческого процесса и приведение всех технических регламентов в соответствии действующим нормативным документам находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии России. Ранее этим занимался Ростехнадзор и он соответственно в настоящее время не может эффективно воздействовать на процесс создания подобной документации.
Добавить комментарий