МЧС и пожарная сертификация

До недавнего времени, а если быть точными, то до вступления в силу постановления Правительства России от 17 октября 2011 г. № 845, утвердившего положение о Федеральной службе по аккредитации, главенствующая роль в области подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности была отдана МЧС России. Министерство по чрезвычайным ситуациям проводило аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий сначала в системе сертификации пожарной безопасности (ССПБ), а позднее на соответствие 123-му Федеральному закону ТР «О требованиях пожарной безопасности».

Система сертификации в области пожарной безопасностивыдавала документы соответствия в обязательном порядке до 1 мая 2009 года (до вступления в силу 123-го ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», – ред.) и в добровольном порядке до 15 ноября 2011 года (до вступления в силу приказа МЧС №568 «О признании утратившей силу нормативной базы, регулирующей деятельность ССПБ», – ред.). После упразднения ССПБ Министерство по чрезвычайным ситуациям проводило аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий согласно требованиям 123-го Технического регламента. Подробнее об этапах зарождения и развития этой системы можно почитать в материале Система сертификации пожарной безопасности.

В период существования системы сертификации в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба МЧС России в лице сначала Главного управления ГПС МЧС, потом Управления государственного пожарного надзора МЧС России (приказ МЧС № 573 от 10.12.2004 г. «О внесении изменений в 312-й приказ МЧС России», – ред.), а позже Департамента надзорной деятельности МЧС (приказ МЧС № 58 от 07.02.2008 г. «О внесении изменений в нормативные акты МЧС России», – ред.) определяла порядок подтверждения соответствия, то есть была центральным органом системы. В связи с этим в ее функции входило формирование в установленном порядке сети организаций, занимающихся сертификацией, аккредитация этих организаций и контроль за их деятельностью. Центральный орган ССПБ устанавливал правила, по которым функционировала система, осуществлялась аккредитация и проводилась сертификация. Он также определял перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации (например, приказ МЧС № 320 от 08.07.2002 г. «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности», – ред.); вырабатывал нормативные и методические документы, необходимые для существования системы, и утверждал форму пожарных сертификатов. В сферу его полномочий входило взаимодействие с органами других стран по вопросам сертификации, рассмотрение жалоб и конфликтных ситуаций как внутри системы, так и за ее пределами, осуществление контроля за сертифицированной продукцией, вышедшей на рынок. Центральный орган ССПБ в лице подразделений МЧС вел реестр аккредитованных им организаций и выданных пожарных сертификатов. Также он занимался организацией деятельности научно-методического центра системы. Последними эти функции были закреплены за Департаментом надзорной деятельности МЧС России. Поэтому, когда ССПБ была упразднена, обязательная сертификация стала регулироваться техническим регламентом взамен ГОСТам, НПБ и иным нормативным документам, а в формах подтверждения соответствия появилось еще и декларирование, департамент МЧС свои полномочия сохранил.

Согласно требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123, национальный орган по аккредитации, то есть Департамент надзорной деятельности, должен был контролировать соблюдение органами по сертификации и испытательными центрами основных предъявляемых к ним требований, проводить аккредитацию на принципах объективности и беспристрастности и вести реестр органов, лабораторий и выданных сертификатов. В рамках своей деятельности ДНД МЧС занимался рассмотрением жалоб со стороны участников системы и жалоб, поступающих на их действия. Национальный орган по аккредитации принимал участие в международных организациях по вопросам аккредитации и сотрудничества в части подтверждения соответствия. Также он участвовал в подготовке образовательных программ.

Свои полномочия в этом направлении структурное подразделение МЧС сохраняло до момента введения в России единой национальной системы аккредитации. После 17 октября 2011 года все функции по аккредитации, в том числе и в области подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, были переданы в единый орган – Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). ДНД МЧС перестал иметь прямое отношение к процессу сертификации в России. Органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые были им аккредитованы, отданы под руководство Росаккредитации. С конца 2011 года все заявки на аккредитацию, которые попадают в МЧС, перенаправляются в Росаккредитацию. Правда, существует вероятность того, что для проведения аккредитации Федеральной службой по аккредитации будут привлекаться эксперты МЧС до тех пор, пока она не соберет команду своих специалистов. Об этом в интервью Центру сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» сообщил заместитель директора ДНД МЧС Макаревич А.А.. Но эта связь МЧС и сертификации будет уже опосредованной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: