Малотоннажное производство сжиженного природного газа и актуальность его применения для России

Современное развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ, — ред.) связано с крупнотоннажным производством, ориентированным на экспорт. Однако сегодня все большие обороты набирает средне- и малотоннажное производство СПГ, цель которого удовлетворение нужд в топливе внутреннего рынка. Направление развития этого производства связано с обеспечением топливом регионов, которые удалены от магистральных газопроводов; обеспечением резервных запасов для бесперебойного газоснабжения в период пикового потребления; производством альтернативного топлива для автомобильного транспорта.

В нашей стране производство СПГ находится еще на первой ступени развития. А крупнотоннажное производство является плодом совместного творения с иностранными компаниями, в руках которых находятся основные рычаги управления и технологии. Отсутствие собственных технологий для сжижения газа вынуждают наши компании находиться в зависимости от иностранных. А газ, произведенный на этих предприятиях, в полном объеме уходит за границу.

Отличительной чертой также является слабый охват территории России газовыми сетями, да и строительство газопроводов в труднодоступные и удаленные места оказывается экономически нецелесообразным. Именно в такой местности выходом из ситуации является применение установок, обеспечивающих подачу СПГ.

Такой подход позволит без ущерба для экологии и ландшафта местности обеспечить удаленные населенные пункты электроэнергией, вырабатываемой на генераторах за счет сгорания СПГ. Тем более, что определенный опыт в этом направлении у России имеется.

Уже более 20 лет в Ленинградской области действует производство СПГ с дальнейшей его транспортировкой на объекты теплоэнергетики.

Старт отечественным технологиям по сжижению природного газа был положен ЗАО «Сигам-Газ», где СПГ получали на базе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции путем дросселирования и предварительного снижения температуры. Сжиженный газ получали также и на газораспределительных станциях (ГРС, — ред.), где также применяют дросселирование в сочетании с вихревыми трубами. Однако эти технологии так и не нашли применения в наше время.

В 2014 году в Пермском крае был запущен комплекс для сжижения природного газа, где применяется зарубежная технология, основанная на охлаждении газа с помощью азотного холодильного цикла.

ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» также накоплен немалый опыт в данном направлении. Создаваемая с 2001 года цепочка по производству СПГ, на данный момент времени представляет собой комплекс объектов, обеспечивающих работы по производству топлива и доставку его потребителю.

Следующим комплексом малотоннажного производства СПГ стал объект, реализованный в рамках проекта компании ОАО «РЖД» по переводу железнодорожных локомотивов на альтернативное топливо. На построенном на ГРС комплексе применяют процесс перепада давления между магистральной частью газопровода и газораспределительной сетью. Производимый здесь СПГ используют в качестве топлива для нескольких видов тепловозов, а также для двух небольших отопительных котельных. Поставка СПГ осуществляется автомобильным транспортом.

Еще одна отечественная разработка – мобильный регазификатор от ООО НПК «НТЛ», цель которого – обеспечение бесперебойного газоснабжения потребителей на период ремонтных работ. Источником питания для этого устройства является газораспределительная сеть, давление которой автоматически регулируется регазификатором.

В настоящее время рассматривается вопрос об использовании СПГ для газификации двух удаленных населенных пунктов Якутии. Здесь планируется заменить привозное дизельное топливо на меньший по стоимости СПГ. Рассчитанная экономия при этом составит порядка 35 %.

Мировой опыт подсказывает, что все больше транспортных средств переводят на СПГ в качестве топлива. Объясняется это, в первую очередь, ухудшающейся экологической обстановкой, а также ужесточением требований на этом фоне со стороны международных конвенций.

Увеличивающийся спрос на газомоторное топливо может внести коррективы в процесс товарооборота СПГ. Наибольшим интересом сегодня пользуются малотоннажные установки для производства топлива для транспорта. Это делает его вполне самостоятельным товаром. Кроме этого, мировые автопроизводители устанавливают на свои автомобили адаптированные топливные системы. По всему миру расширяется сеть заправочных станций для различного вида транспорта. Примером в этом плане выступают такие страны, как Китай, Испания, Норвегия, Швеция и другие. Ряд европейских стран с целью улучшения экологической обстановки планирует в ближайшем будущем постепенно заменить дизельное топливо на СПГ для всего большегрузного автотранспорта. Для реализации этих планов рассматривается строительство сети соответствующих автозаправочных станций на всей территории Европы.

Наша страна также не должна отставать в этом плане. Уже сегодня имеются положительные результаты в ОАО «КАМАЗ», в котором была разработана новая топливная криогенная система. Главным препятствием на пути внедрения СПГ в качестве моторного топлива в России является отсутствие сети крио-АЗС. В первую очередь необходимо строительство «заправок» на крупнейших автомобильных магистралях.

Еще одна проблема связана с имеющейся нормативно-правовой базой, а точнее с ее отсутствием. Те официальные документы, которые сегодня применяют в работе, не только не удовлетворяют большинство потребностей в информации, но и довольно часто противоречат друг другу.

Особенно остро это чувствуется, когда появляются вопросы относительно малотоннажного производства. Большинство правил ориентированы на другие виды производства, в них отсутствуют конкретные требования, касающиеся малотоннажных объектов. Поэтому сегодня, как никогда, огромное значение имеет приведение имеющейся нормативной базы к соответствующему уровню, а также дополнение новыми документами.

Кроме того, отсутствует какой-либо комплексный подход, связанный с использованием СПГ и размещением объектов по его производству. Масштабное внедрение СПГ должно проходить на фоне научно обоснованной концепции на уровне высшего руководства государства.

Для осуществления правильного подхода к реализации программы внедрения СПГ необходимо осуществить анализ состояния социально-экономической и промышленной сфер жизнедеятельности того или иного региона. Основываясь на данных анализа можно сделать выводы о наличии потенциальных потребителей СПГ. Особое внимание следует уделить расположению крио-АЗС.

Рассмотренные выше вопросы позволяют утверждать, что внедрение СПГ в качестве топлива для нашей страны имеет огромное значение. Мероприятия по внедрению должны проходить, опираясь на данные подробного анализа существующего и планируемого положения в конкретном регионе России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: