Льготы и компенсации при аттестации рабочих мест

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: