Lean-менеджмент и ISO 9001 хорошо совместимы

Источник: автор статьи – Рено Анджоран (Renaud Anjoran, — ред.), основатель агентства по обеспечению качества «Sofeast», предоставляет услуги с индивидуальным подходом в сфере качества малым и средним компаниям в Китае. Материал взят с сайта «qualityinspection.org».

Я только что прочитал книгу «Lean-менеджмент ISO 9001: добавьте блеска вашей СМК ISO 9001 и устойчивости lean-проектам» («Lean ISO 9001: Adding Spark to your ISO 9001 QMS and Sustainability to your Lean Efforts», — ред.). Эта отличная книга открыла мне глаза на многие вещи.

Раньше я думал, что ISO 9001является слишком негибким для мышления в стиле lean-менеджмента (документация не может быть просто написана, а должна утверждаться некими руководителями и так далее…). Но, оказывается, стандарт может сыграть огромную роль в достижении целей, ради которых внедрялись lean инструменты. И наоборот, lean-менеджмент помогает ISO 9001 по-настоящему стать частью управленческого механизма предприятия.

В связи с этим, я бы выделил следующие тезисы.

Большая часть критики ISO 9001 касается сертификационных процедур

  • Процессы сертификации и регистрации (занесение в реестр органа по сертификации, — ред.). Кстати, в Китае больше компаний, сертифицированных по стандарту ISO 9001, чем в любой другой стране мира, куда как больше!
  • Многие компании, получая сертификат, получают и пакет стандартной документации для работы системы менеджмента качества. Затем они немного приспосабливают эти шаблоны под свою работу и далее используют их только для того, чтобы скрыть несоответствия перед сертификационным аудитом.
  • Прохождение аудита похоже на игру в кошки-мышки. И, как правило, «кошка» (орган по сертификации) старается проверять не слишком тщательно, поскольку она выбрана и оплачивается «мышью».

Lean практики улучшают систему менеджмента качества и совмещаются с ISO 9001

  • Дух ISO 9001, как он описан в ISO 9004, является очень близким духу lean-менеджмента.
  • Анализ со стороны руководства может производиться очень часто, даже ежедневно, в виде «daily accountability meeting» (ежедневного отчетного совещания – ред.) в терминах lean-менеджмента.
  • Внутренние аудиты могут быть частями регулярных «gemba walks» (обход производственных объектов – ред.) — другого понятия lean.
  • Со временем документы (руководство по качеству, процедуры, рабочие инструкции, формы…) имеют тенденцию к увеличению в количестве и объемах. Это приводит к тому, что данной документацией никто не пользуется – она содержит много избыточной и рассогласованной информации. Руководство по качеству (часто объемом в 50-100 страниц) может содержать только 2 страницы и быть совместимым со стандартом. Используя принцип 5S можно избавиться от большого количества ненужной информации.
  • Процедуры должны быть описаны как последовательность процессов: сначала сделать это, затем другое, и так далее. Разделение элементов процесса на категории (входы, выходы, ресурсы) – это пример плохой коммуникации.
  • Стандарт ISO 9001 требует намного меньше, чем думает большинство людей. Например, документы не должны иметь нумерации в названии (лучше всего дать им четкое описание, имя). История актуализации документов не должна содержать более одной последней версии.

ISO 9001 может помочь поддерживать Кайдзен

(Кайдзен – с японского дословно «улучшение»: подход к организации производства, заключающийся в пошаговом улучшении качества, – ред.).

  • При обнаружении дефектов должен быть подготовлен план корректирующих действий.
  • При обнаружении производственных издержек (не относящихся к дефектам), должен быть подготовлен план предупреждающих действий. Причина проста: данные виды издержек (транспорт, инвентарь, избыточные потоки, сопровождение, избыточные процессы, перепроизводство), в конечном итоге, приводят к недостаточному удовлетворению потребностей клиента. Подробнее об этом в этом видео.
  • Например: если материалов привезли больше, чем строго необходимо (производственный излишек), появляется риск их повреждения или утраты (проблемы с качеством).
  • SO 9001 восемьдесят шесть раз повторяет, что целью являются эффективные (effective, — ред.) и экономичные (efficient, — ред.) процессы. Это никак не противоречит поиску избыточности.
  • Многие люди считают, что аудиторы проводят проверку системы качества предприятия только для того, чтобы подтвердить соответствие стандарту ISO 9001. Но аудит проводится и для определения эффективности СМК (к сожалению, аудиторы сами всегда забывают об этом).
  • Добавление форм оценки, созданных на основе 5S, системы Канбан и других lean документов в систему менеджмента качества будет прекрасным решением. ISO 9001 стоит рассматривать как руководство для хорошей «системы управления бизнесом» — и не только в области качества.
  • (Канбан — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок», — ред.).
  • Аналогично, использование некоторых стандартных lean показателей (например, оборачиваемость товарных запасов или соблюдение Канбан) прекрасно подходит для графиков производительности.

Получил ли читатель подобный моему или иной практический опыт?

Перевод: внештатный сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Сергей Рудченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: