Кружок качества: надежда для служащего, чувствительный датчик на службе менеджмента

Кружки качества – это небольшие группы рабочих на производстве, как правило, по 5-9 человек, которые встречаются в нерабочее время для обсуждения вопросов и принятия решений, связанных с повышением качества выпускаемой продукции. Это классический случай, нашедший свое полное воплощение в Японии, однако, в разных странах можно найти немало вариаций на тему. Кружки качества составляют не только из рабочих, но и из офисных специалистов, средних и высших руководителей компании. Есть примеры, когда менеджмент предоставлял материальное вознаграждение участникам работы кружков или даже позволял проводить их в рабочее время. Полномочия кружков обычно не вступают в противоречие с традиционным механизмом управления, так как кружки качества, как правило, решают вопросы, которые не охвачены административными «нервами». Если какой-то вопрос не решаем на низовом уровне, руководителям сообщают о проблеме и привлекают их к ее решению. С другой стороны, бывали случаи, когда появлялся антагонизм между лидерами кружка и менеджерами. Одним из следствий этого становилось разочарование работников, вовлеченных в деятельность кружка из-за невозможности достичь поставленных целей – инструменты их достижения находятся вне пределов их досягаемости.

Технология создания кружка качества на производстве состоит в том, что высший менеджмент выбирает из числа опытных рабочих двух или более человек и направляет их на стажировку в организацию, где уже опробована практика кружков качества. Помимо этого, выбранный персонал обучают навыкам ведения продуктивной дискуссии, основам статистических методов качества, ключевым принципам TQM (Total Quality Management, – ред.). Кстати, TQM – это комплексная система качества предприятия, ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» – это развитие и продолжение части подходов и методов TQM. После внедрения ISO 9001 можно интегрировать и другие подходы и механизмы TQM, развивая таким образом достигнутые успехи. Как стандарт ISO 9001, так и подходы обобщенные в TQM сегодня активно развиваются. У истоков концепции «Total Quality Management» стоят американские ученые начала-середины 20-го века, в частности, Уильям Э. Деминг. Передовые тогда теоретические идеи в сфере обеспечения бездефектного производства и отсутствия брака не получили развития в США, зато легли в основу развития послевоенной японской экономики. Одним из важных принципов TQM является обучение персонала. Кружки качества – практический инструмент реализации этого принципа, который применяют многие компании.

В Японии, как и в других странах с течением времени количество кружков росло экспоненциально. На Родине «Тойоты» и «Мицубиси» в 1970 было 30 таких организаций, в 1984 – 1 миллион, а к концу 80-х – 2 миллиона. Вряд ли сложилась бы такая тенденция, не продемонстрируй кружки качества свою эффективность. Специалисты в один голос говорят, что эффект кружков качества не сводится к рационализации на местах. Главный результат в том, какое психологическое воздействие эта работа оказывает на рядовых сотрудников, которые собираются «за круглым столом». Повышается ответственность, рабочие и специалисты начинают подходить к своим обязанностям с более творческих позиций, улучшается атмосфера в коллективе. Отмечено даже такое следствие, как большая уверенность работников кружков качества в завтрашнем дне.

Обычно встреча кружка проходит по следующему регламенту. Сначала, каждый из собравшихся рассказывает о проблемах с качеством, которые ему известны. Так определяется фронт работ. После этого из выявленных недоработок выделяют 1-2 самых насущных и разбирают методы достижения более эффективного результата. В конце встречи рабочие или служащие получают «домашние задания» связанные с разработкой выявленных проблем. Методы анализа ситуации и выработки подходов к преодолению тех или иных трудностей могут быть самыми разными. Активно применяются достижения инжиниринга качества: графики Парето, диаграммы Исикавы, графики разброса, таблицы QFD. Достижение «общего знаменателя» часто становится возможным с использованием различных методов организации обсуждения, например, мозговой штурм. После всего этого довольно сложно воспринимать свою работу как скучную рутину.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: