Кружок качества: надежда для служащего, чувствительный датчик на службе менеджмента
Кружки качества – это небольшие группы рабочих на производстве, как правило, по 5-9 человек, которые встречаются в нерабочее время для обсуждения вопросов и принятия решений, связанных с повышением качества выпускаемой продукции. Это классический случай, нашедший свое полное воплощение в Японии, однако, в разных странах можно найти немало вариаций на тему. Кружки качества составляют не только из рабочих, но и из офисных специалистов, средних и высших руководителей компании. Есть примеры, когда менеджмент предоставлял материальное вознаграждение участникам работы кружков или даже позволял проводить их в рабочее время. Полномочия кружков обычно не вступают в противоречие с традиционным механизмом управления, так как кружки качества, как правило, решают вопросы, которые не охвачены административными «нервами». Если какой-то вопрос не решаем на низовом уровне, руководителям сообщают о проблеме и привлекают их к ее решению. С другой стороны, бывали случаи, когда появлялся антагонизм между лидерами кружка и менеджерами. Одним из следствий этого становилось разочарование работников, вовлеченных в деятельность кружка из-за невозможности достичь поставленных целей – инструменты их достижения находятся вне пределов их досягаемости.
Технология создания кружка качества на производстве состоит в том, что высший менеджмент выбирает из числа опытных рабочих двух или более человек и направляет их на стажировку в организацию, где уже опробована практика кружков качества. Помимо этого, выбранный персонал обучают навыкам ведения продуктивной дискуссии, основам статистических методов качества, ключевым принципам TQM (Total Quality Management, – ред.). Кстати, TQM – это комплексная система качества предприятия, ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» – это развитие и продолжение части подходов и методов TQM. После внедрения ISO 9001 можно интегрировать и другие подходы и механизмы TQM, развивая таким образом достигнутые успехи. Как стандарт ISO 9001, так и подходы обобщенные в TQM сегодня активно развиваются. У истоков концепции «Total Quality Management» стоят американские ученые начала-середины 20-го века, в частности, Уильям Э. Деминг. Передовые тогда теоретические идеи в сфере обеспечения бездефектного производства и отсутствия брака не получили развития в США, зато легли в основу развития послевоенной японской экономики. Одним из важных принципов TQM является обучение персонала. Кружки качества – практический инструмент реализации этого принципа, который применяют многие компании.
В Японии, как и в других странах с течением времени количество кружков росло экспоненциально. На Родине «Тойоты» и «Мицубиси» в 1970 было 30 таких организаций, в 1984 – 1 миллион, а к концу 80-х – 2 миллиона. Вряд ли сложилась бы такая тенденция, не продемонстрируй кружки качества свою эффективность. Специалисты в один голос говорят, что эффект кружков качества не сводится к рационализации на местах. Главный результат в том, какое психологическое воздействие эта работа оказывает на рядовых сотрудников, которые собираются «за круглым столом». Повышается ответственность, рабочие и специалисты начинают подходить к своим обязанностям с более творческих позиций, улучшается атмосфера в коллективе. Отмечено даже такое следствие, как большая уверенность работников кружков качества в завтрашнем дне.
Обычно встреча кружка проходит по следующему регламенту. Сначала, каждый из собравшихся рассказывает о проблемах с качеством, которые ему известны. Так определяется фронт работ. После этого из выявленных недоработок выделяют 1-2 самых насущных и разбирают методы достижения более эффективного результата. В конце встречи рабочие или служащие получают «домашние задания» связанные с разработкой выявленных проблем. Методы анализа ситуации и выработки подходов к преодолению тех или иных трудностей могут быть самыми разными. Активно применяются достижения инжиниринга качества: графики Парето, диаграммы Исикавы, графики разброса, таблицы QFD. Достижение «общего знаменателя» часто становится возможным с использованием различных методов организации обсуждения, например, мозговой штурм. После всего этого довольно сложно воспринимать свою работу как скучную рутину.
Добавить комментарий