Коррозия – одна из основных проблем при эксплуатации металлических конструкций
Проблема коррозии гораздо более серьезная, нежели ей, зачастую, придают значение. Ее актуальность особенно проявляется на предприятиях, где используются металлические конструкции, оборудование, техника, инструментарий и транспорт со значительным износом срока службы. Процессы коррозии имеют разную природу своего возникновения, но всех их связывает одно – они появляются в результате соприкосновения и взаимодействия металлов со средой (физико-химической и химической). В основном она протекает в жидкостной и газообразной среде. Что же происходит с металлами, попавшими в так называемую «коррозионную» зону? Дело в том, что эти материалы имеют недостаточную термодинамическую устойчивость к определенным веществам, с которыми они взаимодействуют. Проявлением коррозии являются ее продукты, такие как ржавчина.
Этот процесс крайне негативно влияет на оборудование и ведет к разрушению заданий и разнообразных конструкций. Экономике Российской Федерации подобная проблема наносит колоссальный ущерб, который практически невозможно оценить. По данным специалистов, убытки от коррозии могут составлять от 3 до 5 % ВВП стран, с развитой промышленностью. Более того, ржавчина и другие коррозионные последствия, буквально, «съедают» металл. Его потери по оценкам экспертов могут доходить до 20%. Коррозия незаметно и скрытно может нарушить прочность материалов и привести к серьезным авариям и чрезвычайным ситуациям, в том числе к человеческим жертвам. Восстановление конструкций, пришедших в негодность от коррозии и замена оборудования по этой же причине, обходятся их владельцам в огромные средства.
Проблема коррозии на опасных производственных объектах может спровоцировать аварии и чрезвычайные ситуации, которые чреваты серьезными экологическими проблемами, а также несчастными случаями с причинением вреда здоровью и жизни персонала.
Защита материальной части промышленных предприятий от ржавчины и других коррозионных процессов является сегодня актуальным вопросом в части обеспечения промышленной безопасности.
Для этого профильные специалисты должны четко себе представлять процессы образования ржавчины, обладать знаниями о физико-химических свойствах металлов и способах защиты от коррозии, которая присутствует везде, где осуществляется обработка и эксплуатация изделий из металла. С ней можно и нужно бороться. Гораздо проще предотвратить коррозионные процессы, нежели их потом устранять.
Одним из самых эффективных способов защиты металлических конструкций, причем на длительный срок, является покрытие его поверхности тонким слоем цинкованной пленки, которая препятствует проникновению внутрь металла кислорода. А именно его присутствие и ведет к ржавчине.
По данным статистики, на одного российского жителя приходится 4 кг. металла, покрытого цинком. Аналогичный показатель на Западе составляет 15 кг. Подобная информация крайне показательна и отражает проблемность этой темы в России, где огромное количество металла практически не защищено от ржавчины и ее последствий. Это ведет к тому, что срок годности оборудования и металлоконструкций резко сокращается и в определенный момент становится опасным для дальнейшей их эксплуатации.
Эксперты в области безопасности бьют тревогу по поводу применения при строительстве жилых домов металлических конструкций и арматуры без антикоррозионного покрытия. Например, на Западе это категорически воспрещается. Подобная практика порочна и опасна. Приблизительно через 5 лет незащищенная от коррозии арматура, находящаяся в бетоне внутри жилого здания, покрывается ржавчиной. Фактическую безопасность подобных зданий не сможет оценить даже профессионал в этой области.
Специалисты утверждают, что проблема имеет системный характер. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного завода, который производит специальное оборудование по горячему покрытию цинком металлических поверхностей. Но, поскольку потребность в этой технологической операции существует, то российские предприятия вынуждены приобретать аналогичное оборудование за рубежом. И здесь возникает новая проблема, заключающаяся в том, что закупается старое, изношенное оборудование по высоким ценам и с ненужными дополнительными функциями. Учитывая, что отечественных квалифицированных кадров в этой сфере практически нет, то технологический процесс, соответственно, нарушается. Бывают прецеденты, когда металлические конструкции покрываются ржавчиной, будучи оцинкованными, едва доехав до места строительства.
Но, нельзя сказать, что этой проблемой в России совсем не занимаются. Уже есть отечественные разработки и технологии российских ученых в области антикоррозионного покрытия, которые в состоянии обеспечить защиту металлоконструкций от ржавчины на длительный срок. Кроме того, это оборудование более эффективно по производительности и гораздо меньшей цены. Например, очень востребована новая уникальная технология отечественных ученых по нанесению алюминия на стальные поверхности (стальной прокат). По мнению специалистов, эта технология является инновационным прорывом в области антикоррозийного покрытия. Дело в том, что алюминиевое нанесение намного эффективней оцинкованного покрытия, причем существенно (в 5-10 раз). Такой металл при высоких температурных режимах более устойчив, чем тот же цинк. Преимущество алюминиевого покрытия заключается еще и в том, что он не разрушает свои внутренние структурные связи в так называемых агрессивных средах, причем при температуре, достигающей 900С. Достоинство этого металла по сравнению со своими конкурентами также в его весе и расходных нормах нанесения вещества на его поверхность.
Но экспертное сообщество в этой области считает, что решить проблему продвижения и внедрения отечественных технологий и разработок в промышленное производство без участия государства невозможно. И начинать этот процесс, по их мнению, необходимо с формирования новой законодательной базы, позволяющей развивать инновационные разработки в области антикоррозионного покрытия и стимулировать промышленность к их внедрению.
Добавить комментарий