Классификация магистральных нефтяных трубопроводов

Нефтепроводная система имеет свою классификацию в зависимости от структуры транспортируемого по соответствующим трубопроводам вещества. Бывают нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также керосино-, мазуто- и бензинопроводы.

Нефтяные трубопроводы подразделяются на промысловые, магистральные и технологические. К первым относятся трубная инфраструктура, соединяющая устройства по сбору и подготовки нефти непосредственно со скважинами.

По магистральным веткам транспортируются уже очищенные и подготовленные углеводороды, имеющие товарный вид. Они доставляются из мест промысла (добычи) до разнообразных нефтехранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий, наливных подразделений и других объектов, где потребляется данный продукт. Эти трубопроводы обладают высокой производительностью. Диаметры используемых труб, как правило, колеблются в пределах 219-1400 мм, а давление, в своем избыточном значении, составляет от 1,2 до 10 Мпа.

Последний вид классификации нефтепроводов – технологические – используются обычно на территории одного или нескольких, взаимосвязанных между собой, предприятий. Их функциональное значение заключается в доставке до промышленного оборудования, в рамках технологического процесса, полуфабрикатов, разнообразных реагентов и другого сырья, имеющего нефтяную основу.

Магистральная нефтепроводная сеть также классифицируется по диаметру применяемых в ней диаметров труб. Они могут быть следующих размеров:

  • От 1000 до 1200 мм. включительно.
  • От 500 до 1000 мм. включительно.
  • От 300 до 500 мм. включительно.
  • 300 и менее.

Эта градация по размерам труб соответствует СНиП 2.05.06-85.

Существуют и другие санитарные норма и правила, в том числе, устанавливающие требования по прочности трубопроводных сетей в зависимости от их расположения. Так, например, СНиП 2.05.07 -85 регламентирует использование труб определенного диаметра под землей или над ней. Нормативные требования в этой части зависят от многих факторов, в том числи и климатических условий. Основная задача этого документа – обеспечение прочностных характеристик и неразрушаемости трубы в различных условиях эксплуатации и всевозможных случаев негативного на нее воздействия. В северных районах Российской Федерации, как правило, используются трубы 3-й категории (300-500 мм). В соответствии с установленными нормами и правилами размер регулируется не только для климатических и природных зон, но и конкретных рабочих участков нефтепровода. Это объясняется тем, что даже в условиях определенного климата существуют особенности, по-разному влияющие на надежность и эффективность эксплуатации трубы. Отдельные зоны нефтепровода могут быть отнесены к высшей категории трубопроводной прокладки. К ней относятся трубы диаметром от 1000 до 1200 мм, а также от 500-1000 мм. Так, например, на нефтепроводных участках через речные преграды (вне зависимости от их судоходности) применяются трубы диаметром от 1000 мм и выше, а в условиях вечной мерзлоты и гор используют уже изделия 2 и 3 категории, имеющие диаметр от 500 до 1000 мм и от 300 до 500 мм.

При прокладке нефтепровода через заболоченные участки, косогоры и переходы под автомобильными трассами протягивают трубопроводы диаметром от 500 до 1000 мм.

Проведение нефтяной трубопроводной сети может осуществляться как параллельно уже существующему оборудованию, так и проектируемым системам, но исключительно в рамках так называемого технического коридора, который в пределах нормативного регламента определяется как разрешенная зона прокладки подобных функциональных объектов.

Трубопроводы технологического типа классифицируются на три группы и пять категорий. Отнесение оборудование к тому или иному разделу происходит из-за физико-химических эксплуатационных характеристик объекта, таких как динамика температурного режима оборудования, давление внутри трубы и т.д.

Группа устанавливается исходя из наиболее характерных для эксплуатации и безопасности конкретного трубопроводного участка параметров. Например, класса опасности транспортируемых веществ, имеющего свою градацию в нормативных документах по степени возникновения пожара на подобных производственных объектах. Нефть относится ко II классу опасности, нефтяные минеральные масла кIII, а бензин к IV.

Особенное внимание при эксплуатации трубопроводных технологических нефтеперекачивающих систем (станций) следует уделить и контролю параметров вещества, которое транспортируется по сети. Как правило, давление в трубе должно соответствовать максимальному значению, на которое настроено насосное оборудование, компрессорные установки или другие устройства, регулирующие этот показатель в трубопроводной сети. Причем, именно на этот уровень давления должны быть сориентированы датчики безопасности всей системы. Максимальные и минимальные значения температуры транспортируемого вещества определяются в строгом соответствии с отраслевыми техническими нормами и правилами.

Структура магистральной нефтепроводной системы состоит из:

  1. Сооружения линейного типа.
  2. Основная перекачивающая насосная станция.
  3. Промежуточная наливная насосная станция.
  4. Резервуарный парк.

Сооружения линейного типа подразделяются на следующие виды:

  • Трубопроводная ветка, транспортирующая товарную нефть от промысла до потребителя.
  • Ответвления от системы, разнообразные переходы.
  • Узловые подразделения к нефтеперекачивающим станциям.
  • Пусковые системы.
  • Оборудование электрохимической защиты трубопроводов от коррозионных процессов.
  • Комплексная система технологической связи.
  • Телемеханические средства трубопровода.
  • Электрическая сеть и соответствующая инфраструктура.
  • Противопожарное оборудование.
  • Защитная система трубопровода, в том числе противоэрозионная.
  • Резервуары для разгазирования конденсата и его хранения.
  • Амбары, расположенные под землей для аварийного выпуска нефти.
  • Комплекс зданий и сооружений.
  • Дороги и вертолетные площадки, находящиеся в зоне пролегания нефтепровода.
  • Производственные пункты подогрева нефти.
  • Система предупреждающих и опознавательных знаков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: