Характеристики аварий, происходящих на нефтяных трубопроводах
Проблемы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной отрасли имеют большой спектр решений, которые основываются на строгом выполнении норм и правил соответствующего технического регламента, утвержденного вышестоящими органами и надзорными структурами. И это неудивительно, так как аварии и чрезвычайные ситуации, происходящие в этой профессиональной сфере (нефтяные буровые установки, основное и вспомогательное оборудование, нефтепроводы и т.д.) по степени последствий для людей, производства и окружающей среды зачастую сравнимы разве только с ураганами, циклонами и другими природными катаклизмами.
Именно поэтому крайне важно понимать истинные причины подобных негативных ситуаций, которые по степени возникновения классифицируются следующим образом:
- Чрезвычайные технические инциденты на магистральных нефтепроводах, в результате которых производится выброс опасных токсичных и горючих газово-воздушных смесей.
- Неисправность основного и вспомогательного оборудования.
- Аварийные ситуации на производственных объектах (скважинах) по добыче нефти.
- Неквалифицированные действия и ошибки руководящего персонала.
- Внешние факторы, провоцирующие аварии на нефтяных производственных объектах, имеющие, как природный, так и техногенный характер.
- Влияние третьих лиц на деятельность предприятий нефтяной отрасли, в том числе преступные деяния.
Специалисты нефтяной промышленности установили, что более 67% разрывов на трубопроводных системах вызваны коррозионными процессами в металле, его усталостными характеристиками, а также эрозией. Наиболее опасными местами в зоне пролегания транспортной сети являются речные переходы.
Большое количество аварий происходит также на нефтепроводных сетях, расположенных на территории нефтяных промыслов. Их статистика в разрезе причин возникновения следующая:
- Коррозия металлических поверхностей и их физический износ – 70-90%.
- Неисправности и брак при строительстве, вызванные несоблюдением нормативного технического регламента – 5-16%.
- Дефекты и повреждения механического характера – 1-4%.
- Остальные причины – 4-5%.
Тем не менее, самой распространенной причиной аварий и чрезвычайных технических инцидентов на нефтяных трубопроводах являются действия или бездействия, вызванные халатностью обслуживающего персонала. Такие случаи составляют практически 60% от всех зафиксированных. Очень часто игнорирование элементарной защиты металлов антикоррозийными средствами ведет к крупным авариям и происшествиям на опасных производственных объектах нефтяной промышленности.
Одними из самых опасных аварий, имеющих зачастую тяжелые последствия для людей, производственных объектов и экологии, являются газовые и нефтяные фонтанные выпуски углеводородного вещества. Люди, сталкивавшиеся с подобными техногенными инцидентами, сравнивают их со стихийными бедствиями. Ликвидация таких происшествий требует огромного количества технических, финансовых и человеческих ресурсов. Но, что самое неприятное в этих авариях, так это то, что они могут стать причиной несчастных случаев, иногда с большим количеством людей.
Влияние внешних факторов, негативно влияющих и разрушающих нефтепроводные системы, проявляется, прежде всего, в линейных частях магистральных трубопроводов.
Для того, чтобы снизить аварийность на нефтяном производственном объекте и обеспечить его безопасность, при его проектировании необходимо учесть выполнение провести следующих мероприятий:
- Проведение комплекса мер по защите трубопроводной системы от разгерметизации и потенциальной возможности утечки горючих смесей.
- Обеспечение пожарной безопасности нефтяного производственного объекта.
- Разработка комплексных систем контроля и безопасности опасного производственного объекта.
В проектных решениях строительства нефтяных объектов в обязательном порядке разрабатываются следующие разделы:
- Степень воздействия на окружающую среду и комплекс мер по обеспечению ее защиты.
- Рекультивационные земляные работы.
- Гражданская оборона и инженерно-технические мероприятия по предотвращению аварий и чрезвычайных ситуаций на нефтяных производственных объектах.
- Оценка вероятных рисков.
- Декларация промышленной безопасности объекта.
- Генеральные решения объекта (план).
- Система автомобильной дорожной инфраструктуры.
- Производственно-технологические вопросы.
- Архитектурные и строительные решения.
- Система электрического снабжения объекта.
- Автоматизация производственно-технологических процессов, связи, а также нефтяных ловушек.
Анализ риска нефтяного производственного объекта осуществляется в полном соответствии с методическими нормативными документами, в которых прописан регламент оценки системы безопасности опасного производственного объекта на нефтяном предприятии, а именно:
- Полное описание всех опасных веществ, присутствующих на объекте и выделяемых при технологическом процессе, их опасность для человека и различные варианты защиты от его вредного воздействия.
- Оценка технологического процесса и всей основной и вспомогательной технической инфраструктуры.
- Перечень мероприятий технического характера, обеспечивающих безопасность на нефтяном производственном объекте.
- Описание характеристик автоматических систем регулирования, блокировочных механизмов, датчиков сигнализации и т.д.
Также в этом документе рассматриваются аналитические выкладки по таким вопросам, как причины возникновения и оценочные показатели о ранее происшедших авариях и чрезвычайных ситуациях в нефтяных подразделениях. Кроме того, в одном из подразделов описываются основные условия, при которых, как правило, возникают аварии на нефтяных производственных объектах, оцениваются стандартные варианты негативного развития событий, их последствия, определяются зоны поражения и возможные для каждого конкретного случая сценарии выхода из создавшейся ситуации. Причем они должны быть, в обязательном порядке, обеспечены всеми необходимыми финансовыми, материальными и людскими ресурсами, обеспечивающими промышленную безопасность на нефтяном объекте.
Добавить комментарий