Качество в философии и экономике

Мало какое явление в нашей жизни удостоилось столь противоречивых определений, как качество. Американский менеджер по качеству Джеймс Харрингтон дал дефиницию этому понятию наполовину в шутку, наполовину всерьез.

Цитата: «Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества».

Определение качества объединяет, казалось бы, несовместимые вещи – экономику и философию. Согласно философской теории, качество – это универсальная категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека.

Философская категория качества впервые была проанализирована греческим философом Аристотелем в 3 веке до нашей эры. Позже, в 19 веке, предметным исследованием категории качества занимался немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Цитата: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Если перевести эту фразу на язык повседневности, то качество – это характеристика отличия предмета от всех остальных. Кроме того, в жизни часто принято противопоставлять количество качеству. Гегель же отметил их неразрывное единство».

Цитата: «Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества» – утверждал философ. Фридрих Энгельс благодаря своей версии определения перекинул своеобразный мостик между философией и экономикой. Во времена его деятельности, в эпоху мировых перемен, это, безусловно, было актуально. Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах».

Цитата: «Во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами».

В отличие от философской концепции, в экономике и менеджменте понятие «качество» претерпевало ряд изменений, также как и сама суть качества продукции. В наши дни упрощенное определение качества заключается в том, что это средство достижения прибыли. Это связано также с эффективностью роста качества, то есть соотношения расходов на качество и прибыли от его повышения.

Качество непосредственно продукции — оценка потребителем степени соответствия ее свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам по ее назначению. Экономическое содержание этого понятия основано на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления, поэтому оно рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей. ГОСТ 15467-79 дает качеству продукции следующее определение: это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Также качество является и социально-экономической категорией, поскольку товары и услуги создаются для удовлетворения определенных потребностей общества и личности в социуме. Оно определяется совокупностью свойств услуги или продукта. Таким образом, качество можно охарактеризовать и как социально-экономическую категорию.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 дано сводное определение качеству.

Цитата: «Качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям, то есть потребности или ожиданию, которое установлено, обычно предполагается или являются обязательным».

Особо выделяется определение качества как соответствия стандартам. Оно характеризуется как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг. Это степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования потребителя. Таким образом, стандарты исходят из того, что качество объекта определяется его свойствами. Подобная формулировка выглядит логичной, так как для потребителя имеет решающее значение то, насколько объект удовлетворяет его собственные нужды.

При всей многогранности определения «качество» оно представляется позитивной характеристикой по умолчанию. «Качественный» заранее означает «хорошего качества». И об этом не следует забывать в первую очередь не только производителям товаров и услуг, но и потребителям тоже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: