Качество и начало развития стандартизации
Источник: материал первоначально опубликован на английском языке на сайте журнала «Quality Magazine». Данный текст представляет собой его перевод на русский язык.
Хотя новая версия ISO 9001 может быть опубликована только ближе к концу года, многие компании уже интересуются, какое влияние ISO 9001:2015 может оказать на их системы менеджмента. Все с особенным нетерпением ждут введения в стандарт новой для него концепции риск-менеджмента. Пока мы все находимся в ожидании, давайте же взглянем в прошлое. Вспомним то время, когда соответствующий вашему стандарту товар нельзя было купить даже в соседнем городе, не говоря уже о том бардаке, который творился в мировых масштабах. Историки спорят о том, какие события или решения привлекли всеобщее внимание к стандартизации и вывели ее на арену экономики. Но одно имя – по крайней мере, так считают американцы – звучит в связи с тем, о чем мы говорим особенно громко. Эли Уитни. Он был не только хлопковым магнатом, но и талантливым изобретателем, опытным бизнесменом. Наряду с прочим, он активно продвигал технические новинки, взаимозаменяемые детали, массовое производство и то, что сегодня мы бы назвали стандартами качества. Уитни не был первооткрывателем всего этого. Некоторые полагают, что он отец стандартизации, но мнение это оспаривается многими специалистами. Но вот какую роль он действительно сыграл, так это убедил благодаря своему влиянию правительство США, что взаимозаменяемые детали нужны в промышленности и важны для экономики. Это подстегнуло развитие массового производства и появление полноценных стандартов качества в современном смысле этого слова.
В 1798 году Уитни получил первый из нескольких правительственных контрактов, которых он удостоился. Ему заказали производство партии мушкетов. Уитни решил развить идеи французского промышленника Оноре Блана, который первым успешно применил производство на основе взаимозаменяемых деталей с привлечением большого числа рабочих. Американский изобретатель решил сделать все то же самое, но еще больше автоматизировать процесс.
Первый контракт не был выполнен особенно удачно для Уитни. Он и его команда смогли поставить министерству обороны США ружья только через десять лет, и десятилетняя задержка – не была единственной проблемой. Мушкеты не стреляли, составные части от одних ружей не подходили к другим, в некоторых случаях ружье разваливалось на две части при начале эксплуатации. Даже по условиям того времени это была полная неудача, а ведь именно эти мушкеты направили в армию США. Уитни и его по большей части необученные рабочие трудились еще десять лет, чтобы все-таки поставить партию в 10 000 качественных ружей, но репутация изобретателя была подорвана. На протяжении всего процесса производства, Эли Уитни делал скрупулезные записи, пытаясь документировать каждый шаг и стандартизировать успешный процесс. Двести лет спустя стандартизация –важнейший атрибут бизнеса, и менеджмент качества играет большую роль для самой стандартизации. Эли Уитни только пытались дать исправную продукцию по самой низкой цене, горизонты сегодняшних специалистов по качеству гораздо шире. Они хотят учитывать процессы, риски, экологические соображения, корпоративную социальную ответственность.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий