История котлонадзора в постсоветский период
Одним из следствий «разбора» суверенитета в начале 90-х стали серьезные перемены в деятельности надзорных организаций. Они коснулись как появления новых регламентов, так и изменения порядка проведения контрольных мероприятий. Двадцать два года назад на федеральном уровне было принято Положение о горном и промышленном надзоре. Оно гласит, что Госгортехнадзору предоставлены широкие полномочия по проверке функционирования и лицензированию котельной и подъёмной техники, и определен реестр предприятий, подлежащих промышленному контролю. Также надзорной структуре был вменён в обязанность контроль паровых котлов, паропроводов и магистралей с высокотемпературным теплоносителем, ёмкостей, эксплуатируемых под давлением, а также всех видов подъёмных механизмов – от эскалатора до канатной дороги.
В связи с этим в период с 1992 по 2003 год нормативная база надзора за подъёмными сооружениями и котлонадзора регулярно пополнялась документами, отвечающими современным требованиям безопасности. Появилась и ещё одна причина появления новых правил эксплуатации потенциально опасных объектов: радикальные изменения в хозяйственной сфере страны, порождённые новыми рыночными и конституционными реалиями. Чтобы устранить некоторую «лоскутность» принятых правил безопасности, восемнадцать лет назад был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, собравший воедино все принятые на тот момент требования к деятельности опасных объектов производства.
В тексте этого закона прозвучали важные, ранее не упоминавшиеся понятия, такие, как страхование риска, внесение в государственный перечень опасных объектов промышленности, экспертиза безопасности на производстве. Правда, разработчики ФЗ № 116 отчасти перестраховались, заложив в документ неоправданно большой список требований и не устранив лазейки для взяточников. Кроме того, при определении понятия опасного объекта производства авторы закона смешали «французский с нижегородским», подведя под одну статью технические сооружения и места проведения технологических процессов. Тем не менее, своё основное предназначение – регламентацию надзорной деятельности – закон выполнил: за восемь лет он всего три раза подвергался корректировке.
Принятие ФЗ №116 породило виток законотворчества в сфере безопасности в промышленности. До 2005 года была упорядочена документация Госгортехнадзора, касающаяся использования трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, вышек, подъёмных кранов, подъёмных платформ для людей, имеющих инвалидность. А с 2002 года для описания правил безопасной эксплуатации техники стали использоваться технические регламенты. В течение некоторого времени старые нормативные документы уже не действовали, а новые ещё не были разработаны. Чтобы избежать неизбежных в подобной ситуации проблем, надзорная структура оперативно зарегистрировала в Минюсте РФ правила безопасного функционирования промышленных объектов. Качественное выполнение данной работы – заслуга целого коллектива, сотрудников центрального аппарата, технических инспекторов, работающих на местах, а также организаций, ведущих исследования в соответствующих областях.
Если первоначально перечень вопросов, подлежащих ведению котлонадзора и надзора за подъёмными сооружениями, был довольно расплывчатым, то постепенно он был уточнён. Например, в него вошли функции контроля дымовых труб и оборудования для вентиляции, проверки качества материалов, которые применяются для изготовления техники, работающей под высоким давлением.
Госгортехнадзор в определённой степени оказался «вневедомственным» ведомством, поскольку ни одна официальная организация не числила в своей компетенции решаемые им проблемы. Причина подобного «безначалия» проста, поскольку котельные установки и подъёмные механизмы присутствуют сегодня на любом предприятии, к какой бы сфере промышленности оно ни относилось. Это и обусловило включение представителей дано надзорной организации в состав комиссии по выработке технических регламентов.
В последующем структура Госгортехнадзора претерпела изменения. В итоге задачи по выработке регламентирующей документации отошли в ведение Минпромэнергетики. Сам же Госгортехнадзор двукратно был преобразован и в итоге получил наименование «Ростехнадзор» (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
2006-2010 годы оказались богаты на изменение структуры и функций котлонадзора. Сначала организации пришлось «поделиться» обязанностями по контролю над техникой, работающей под давлением, с Управлением госэнергонадзора, а контроль подъёмных сооружений передать в Управление госстройнадзора. В итоге схожие виды надзорной деятельности были включены сначала в ведение Управления энергетического и строительного надзора, а затем – Управления строительного и общепромышленного надзора. Последние изменения датируются 2010 годом, когда было создано Управление государственного строительного надзора, которое включило в себя подразделения, ведающие надзором за котельной техникой и подъёмными сооружениями.
На данном этапе функционирования Ростехнадзора в его ведение входит выработка технических регламентов. Целый ряд регламентов был разработан уже десять лет назад, однако их оперативному принятию помешали очередные административные неурядицы. Кроме того, ранее действовавшие государственные стандарты либо устарели, либо не предусматривали появления нового оборудования, применяющегося в данный момент (например, нет ГОСТов на целый ряд теплового оборудования, в том числе – от медицинских автоклавов до паровозных котлов).
Руководство Ростехнадзора понимает остроту данной проблемы, поэтому его представители активно участвуют в работе комитетов, разрабатывающих стандарты для энергетического оборудования, трубопроводной арматуры, подъёмников разного вида и назначения, аппаратов, работающих под давлением. Данная акция не является разовой: регламентирующая документация по безопасности на производстве будет совершенствоваться, дабы соответствовать вновь создаваемому котельному и подъёмному оборудованию.
Добавить комментарий