Использование компьютерных тренингов в подготовке специалистов для предприятий нефтяной промышленности
Нефтегазовая промышленность является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Это связано с тем что она имеет стратегический характер, а доходы от ее деятельности формируют значительную часть российского национального бюджета. Нефтяные и газовые предприятия (добыча, производство нефтяных и газовых продуктов, транспортные трубопровода, технологическая инфраструктура и т.д.) обладают высокой степенью механизации, автоматизации и компьютеризации всех видов отраслевых технологических процессов. Но, несмотря на то, что деятельность всех предприятий нефтегазовой промышленность в части обеспечения эффективности их производства, но самое главное, обеспечения промышленной безопасности, строго регламентирована, все равно мы становимся свидетелями огромного количества аварий и технических инцидентов, происходящих на этих производственных объектах. Это ведет не только к крупным финансовым издержкам, связанным с ликвидацией их последствий и восстановлением объекта, но и к несчастным случаям на производстве, зачастую смертельным. Кроме того, происшествия на объектах топливно-энергетического комплекса зачастую ведут к серьезным проблемам экологического характера, иногда необратимым. Специалисты отрасли проанализировав основные причины, приведших к подобным случаям, давно пришли к выводу, что самым слабым звеном в системе безопасности нефтяных и газовых объектов является «человек». Именно его неправильные действия, или отсутствие таковых, зачастую ведут к техногенным инцидентам на предприятиях нефтегазовой промышленности. Конечно причиной этого могут стать элементарная халатность, безразличие или самоуверенность при эксплуатации опасного производственного объекта, но главным все-таки является отсутствие профессионального опыта, знаний, производственных навыков и специальной подготовки.
Повысить квалификацию неопытный начинающий работник как правило может только на производстве, непосредственно на самом рабочем месте. Но, надо учитывать, что основная часть технологических автоматических процессов на нефтегазовых объектах, осуществляется в непрерывном режиме и не всегда неопытным сотрудникам удается самостоятельно управлять ими – остаётся только пассивно наблюдать. В связи с этим многие ситуации, особенно нестандартные, находятся вне поля его понимания.
Именно в этих целях специалисты, занимающиеся подготовкой кадров, используют новые информационных технологии и программы, которые с достаточной точностью могут спроецировать различные варианты развития событий на опасном нефтяном или газовом производственном объекте. Применение компьютерных методов позволяют полностью исключить формальность из учебно-подготовительного процесса. Благодаря этим технологиям подготовки кадров, участники процесса приобретают следующие навыки: нестандартное и логическое мышление, реальное восприятие производственно-технологических процессов, производственные знания и профессиональные умения.
Так, например, при подготовке оператора по добыче нефти компьютерные программы должны, в обязательном порядке, учитывать следующие моменты: обязательная приближенность тренинговых операций к реальным производственно-технологическим процессам, а также отработка участником всех гипотетических ситуаций, которые могут возникнуть фактически.
База данных компьютерного тренинга по подготовке профессиональных кадров должна:
- Иметь полный спектр информации о каждом участнике тренинга (идентификация, время сдачи тестов, результаты и т.д.).
- Высвечивать на дисплее разнообразные тесты для проверки теоретических знаний.
- Формулировать новые тестовые задания.
- Иметь возможность просмотра всех результатов проверок.
- Показывать на экране результативную часть тестирования.
- Выставлять оценки в автоматическом режиме.
База данных тестирования имеет три подсистемы: «Управлением персоналом», «Тестирование», «Учащийся».
Первая подсистема управляется с рабочего стола специалиста, проводящего тестирование. Она включает в себя полный спектр информации о всех участниках обучающего проекта. С помощью раздела «Управление персоналом» преподаватель может фиксировать и отслеживать у себя на компьютере следующие данные: регистрация предмета или потока (курса), аттестационный профиль, группы зарегистрированных курсантов, персонал всех курсов, результаты тестов, проверок и экзаменов.
С помощью раздела «Управление тестированием» преподаватель может осуществлять рассылку заданий своим курсантам, вносить изменения и корректировать структуру всех тестов и заданий, подготавливать, формулировать и вносить в систему вопросы относительно любого тестового уровня, создавать тестовые задания, выводить их на дисплей и распечатывать всю необходимую информацию, касающуюся итогов подготовки сотрудника.
Последняя подсистема, которая называется «Учащийся» уже, наоборот, присутствует непосредственно на столе самого учащегося. С его помощью как раз и осуществляется процесс тестирования. Преподаватель внутри системы направляет тестовое задание курсанту, который задан подсистемой «Тестирование».
Подобная система подготовки профессиональных кадров, в данном случае операторов для управления технологическим процессом добычи нефти, является крайне эффективной. Она позволяет учащемуся не только получить знания и навыки, приближенные к реалиям, но и почувствовать курсанту более психологически устойчивым и уверенным, что в совокупности с полученной квалификацией, как раз и делает пресловутый «человеческий фактор» как причину аварий на опасных производственных объектах нефтегазовой промышленности, не таким значительным. Все это ведет к уменьшению происшествий и технических инцидентов на предприятиях нефтяной и газовой отрасли и, как следствие, сокращению количества несчастных производственных случаев и травм, в том числе смертельных, а также сохранению окружающей среды и экологии региона.
Добавить комментарий