Интегрированные системы обеспечения безопасности работ, как средство повышения эффективности производства и контроля работ повышенной опасности
Процесс развития нефтегазовой отрасли неразрывно связан с внедрением новейших устройств и технологий. Требования промышленной безопасности, формируемые на протяжении многих лет, нередко отставали от внедряемых нововведений.
Данная ситуация усугубилась в 2003 году, когда был принят закон «О техническом регулировании». После этого органы государственной власти не смогли вносить изменения в существующее законодательство. Все это привело к тому, что ряд требований законодательной базы перестал соответствовать современной ситуации, что в итоге отразилось на общем состоянии дел в области обеспечения промышленной безопасности.
Подобная ситуация чаще всего наблюдается на объектах, эксплуатируемых иностранными компаниями, на которых повсеместно используют новейшие технологии безопасного производства работ. На объектах разработки шельфовых месторождений, например, масштабно применяется интегрированная система обеспечения безопасности работ повышенной опасности (ИСОБР, — ред.).
Сегодня на территории нашей страны действует порядка трех десятков нормативно-технических документов, которые определяют основные принципы и порядок производства работ повышенной опасности (РПО, — ред.). Для производства РПО обязательным требованием является получение наряда-допуска.
Несмотря на то, что формы нарядов-допусков нередко различны, их содержание примерно одинаково. Объясняется это тем, что разработку документации осуществляли в разное время и разные ведомства.
Если провести сопоставление документации, определяющей требования и порядок проведения РПО, то можно выявить основные особенности:
- многообразие РПО определяет различие требований к ним;
- имеющаяся законодательная база заранее определяет основные требования, которые не учитывают индивидуальные особенности объекта.
ИСОБР представляет собой систему, которая позволяет на экране монитора просматривать схему объекта, на которой указаны места производства РПО, а также получать всю необходимую информацию о них. Кроме того, имеется возможность отслеживания правильности осуществления мероприятий.
В качестве информационной основы системы выступает обобщенная база данных, включающая:
- технические документы на объекты эксплуатации;
- обновляемую базу данных нормативно-технической документации;
- информацию справочного характера;
- наряды-допуски на произведенные и планируемые РПО.
Основным назначением ИСОБР является координация мероприятий при осуществлении РПО, а также обеспечение информационного обмена между ними. ИСОБР также отражает обязанности лиц, занятых осуществлением РПО. Подход, используемый в данной системе, предполагает то, что все производимые РПО выстраиваются по аналогичной схеме организации управления. Основной целью при этом является обеспечение необходимого уровня безопасности.
Если сравнивать требования по оформлению нарядов-допусков, которые установлены в ИСОБР, и требования, прописанные в нормативно-технической документации, то можно говорить о том, что они совпадают практически по всем позициям. А вот конкретные формы ведения оперативной документации, нарядов-допусков отличаются не только от тех, которые представлены в ИСОБР, но и различаются в различных законодательных источниках. И при внедрении ИСОБР создаются определенные сложности осуществления контролирующей и надзорной деятельности на таких предприятиях.
Кардинальное отличие связано с порядком оформления наряда-допуска для производства РПО. В ИСОБР ответственность по формированию этого документа возлагается на непосредственного руководителя работ. Наряд-допуск после этого согласовывается с вышестоящим руководством. Отечественные нормативные документы же, напротив, возлагают ответственность по оформлению нарядов-допусков на руководителей объекта, и только после этого документ доводится до исполнителей.
Преимуществами первого варианта формирования наряда-допуска являются: сокращение времени на оформление документа и подготовку отчетных документов по окончании производства РПО, возможность использования накопленной базы и возможность осуществления проверок по выполнению РПО. Кроме того, использование ИСОБР способствует определению четких границ ответственности, а в отечественных нормативных документах можно нередко наблюдать дублирование обязанностей.
Для оценки возможности внедрения ИСОБР на предприятиях отечественной промышленности в 2008 году на объектах «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» совместно с Ростехнадзором и научными институтами была осуществлена вполне успешная экспериментальная эксплуатация новой системы обеспечения безопасности.
Прошедшие предварительное обучение инспектора, по окончании эксперимента разработали проект РД «Правила безопасного ведения работ повышенной опасности в условиях применения системы электронных допусков ИСОБР на объектах нефтегазовой отрасли». Однако передать документ на утверждение в вышестоящую организацию не удалось ввиду изменений, произошедших в области административного управления промышленной безопасности. При необходимости скорейшего внедрения ИСОБР предлагается рассматривать данный процесс в рамках каждого отдельно взятого предприятия. С этой целью заинтересованным организациям необходимо самостоятельно разрабатывать соответствующие стандарты отрасли. После прохождения процедуры экспертизы, которая должна подтвердить отсутствие снижения безопасности, ИСОБР допускается к применению.
Если еще раз вернуться к сравнительному анализу содержания российских документов в области промышленной безопасности и ИСОБР, то можно говорить о том, что интегрированные системы на сегодняшний день являются противоречащим законодательству нововведением. При осуществлении должностных обязанностей, инспектор Ростехнадзора, ссылаясь на действующую правовую базу, будет вынужден требовать устранения имеющихся нарушений.
Для решения имеющихся проблем следует разработать и внедрить соответствующий руководящий документ по ведению РПО в условиях применения ИСОБР, а также соответствующий стандарт отрасли для каждого предприятия.
Осуществление данных мероприятий позволит в будущем повысить эффективность управления и контроля РПО.
Добавить комментарий