ISO 9001:2008: требования и структура

Источник: автором оригинала статьи на английском языке является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, — ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001. Этот текст представляет собой перевод статьи Марка Хаммара.

Требования ISO 9001:2008 обеспечивают пользователей унифицированными структурными элементами для внедрения системы менеджмента качества (СМК, — ред.). Положения стандарта прописаны таким образом, чтобы подходить к специфике компаний любой отрасли. Стандарт одинаково годится для производственных и сервисных компаний. Будучи таким универсальным нормативом ISO 9001 разъясняет: какие элементы обязательно должны присутствовать в любой СМК, но он не предписывает: как именно должны быть внедрены данные элементы на конкретном предприятии. На наиболее общем уровне требования ISO 9001 поделены на шесть разделов (параграфы ISO 9001:2008, — ред.), пять из них включают обязательные требования к СМК: общие требования к СМК (Параграф №4), ответственность руководства (Параграф №5), менеджмент ресурсов (Параграф №6), жизненный цикл продукции (Параграф №7), измерения, анализ и улучшения (Параграф №8). Все элементы этих пяти параграфов – обязательны, за исключением требований к жизненному циклу, из которых позволяется сделать исключения, если те или иные положения не могут быть применены к специфике конкретной организации. В разделах 1-3 не найти требований, они посвящены области применения стандарта, нормативным ссылкам для лучшего понимания ISO 9001, а также терминам и определениям.

Система менеджмента качества

Этот раздел освещает проблематику общих требований к СМК и обозревает в целом документацию, обеспечивающую ее работу. Именно здесь вы встретите требования о наличии Руководства по качеству, Процедур управления документацией и управления записями по качеству.

Ответственность руководства (Management Responsibility)

Параграф ISO 9001, в котором говорится про ответственность руководства, подчеркивает важность отношений с клиентами и сосредоточенности на их нуждах. Именно здесь содержатся требования касательно таких важных документов СМК, как Политика и Цели в области качества. Затрагиваются некоторые элементы планирования в системе так же, как и аспекты разграничения ответственности, полномочий и информированности в организации. Наконец, речь заходит о процессах анализа со стороны руководства, в частности, есть замечания об обязательных входах и выходах из этих процессов.

Менеджмент ресурсов

Краткая глава об управлении ресурсами раскрывает аспекты требований к топ-менеджменту компании, относящихся к выделению ресурсов для СМК: инфраструктура, рабочая среда, человеческие ресурсы. Тут оговаривается, что сотрудники должны пройти обучение, получить необходимые области компетентности и быть информированными (awareness, — ред.) о работе СМК и о своей роли в системе.

Жизненный цикл продукции

Напомним, что настоящий раздел – единственный, из которого пользователи ISO 9001:2008 могут делать исключения из требований (например, исключения из требований к проектированию, если компания не осуществляет проектирование). Требования к жизненному циклу затрагивают планирование продукции или услуг, начиная от замысла, анализа существующих внутри организации и вне ее требований к потенциальному товару, проектированию, разработке и заканчивая производством продукции и поставкой ее клиенту (оказанием услуг). Последние положения раздела относятся к оборудованию, которое применяется для мониторинга и измерений процессов, связанных с продукцией и услугами.

Измерения, анализ и улучшения

Последний раздел останавливается на вопросе о том, как вы можете понять, что ваша СМК работает и постоянно улучшается. Раздел по мониторингу и измерениям предъявляет требования по оценке удовлетворенности потребителей, проведению внутренних аудитов и мониторингу продукции и процессов. Параграф разъясняет, как именно надо управлять несоответствующей продукцией – несоответствия случаются в любом бизнесе – также тут есть руководство по анализу и улучшению, в том числе по корректирующим и предупреждающим действиям.

Некоторые трудности при внедрении

Пожалуй, наибольшая трудность внедрения ISO 9001 состоит в том, чтобы каким-то образом получить уверенность в том, что все эти созданные политики, процедуры и записи действительно будут отвечать потребностям компании и ее потребителей и при этом позволять производить систематические улучшения в системе качества. Улучшение организационной системы – одно из главных оснований, по которым стоит внедрить систему менеджмента качества, так как в таком случае в широкой перспективе организацию ожидают всевозможные выгоды.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: