ISO 10018 – руководство по вовлечению и компетентности персонала
В сентябре 2012 года Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) опубликовала стандарт ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности». Приблизительно 1/3 текста авторы уделили тому, чтобы пройтись по разделам ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и дать пояснения как их понимать и реализовывать содержащиеся там требования с точки зрения вовлечения и компетентности и вовлечения сотрудников. Руководство ISO 10018 – вспомогательный по отношению к ISO 9001 документ, который помогает более успешно работать с ISO 9001. У заинтересованного русскоязычного читателя сразу возникает вопрос: как ISO 10018 может помочь в достижении организацией соответствия стандарту ISO 9001. А может ли этот норматив Международной организации, кстати, он разработан и опубликован в ТК №176 – том же комитете, что занимается редакцией и публикацией знаменитого ISO 9001, так вот, может ли это норматив каким-то образом повлиять на сертификацию по ISO 9001. Согласно оценкам, которые приводятся на сайте IRCA (Международный реестр сертифицированных аудиторов, – ред.), ISO 10018 действительно влияет на внедрение и сертификацию по ISO 9001. Знакомый с ISO 10018 аудитор сам лучше понимает требования ISO 9001 с точки зрения компетентности и вовлечения. При аудите он, конечно, воспользуется своими знаниями, чтобы указать организации на возможные улучшения в процессах. Поэтому владение ISO 10018 способно помочь интерпретировать требования «девятки» ближе к тому, как это понимают в самой Международной организации и к видению аудиторов. Прямым следствием этого становится более «гладкий» сертификационный процесс.
Что еще есть в ISO 10018 кроме пояснений к ISO 9001 в определенном аспекте? Вовлеченность руководства в процесс внедрения и проблема компетентности персонала всегда были слабым местом ISO 9001. Например, лидерство руководства среди аудиторов по стандарту на системы менеджмента качества (СМК, – ред.) традиционно считается такой тематикой, в которой много двусмысленности и субъективизма. Руководство ISO 10018 подробно останавливается на вовлечении топ-менеджмента в работу с СМК – благодаря этому стандарту российские пользователи ISO 9001 могут более определенно понять модель СМК по ISO. Стоит также сказать, что ISO 10018 предлагает предпринимателям алгоритм (4.3, – ред.) работы с компетентностью персонала и его вовлечением. Благодаря простой и понятной последовательности действий бизнесмен гарантирует себя от проблем с этим аспектом ISO 9001. Одной лишней головной болью при аудите СМК становится меньше! Самостоятельной ценностью обладают приложения к ISO 10018. Редакторы стандарта остановились на самых противоречивых вопросах, которые могут возникнуть в связи с «человеческим фактором» в процессе внедрения ISO 9001 и поддержки функционирования СМК: отношения и мотивация, креативность и инновации, наделение полномочиями и многое другое.
Конечно, стандарт, о котором идет речь в нашей статье, содержит и полезные с точки зрения верного понимания требований ISO 9001 определения. Например, компетентность он определяет, как «способность применить знания и навыки для достижения запланированных результатов». Значение термина «вовлечение» раскрывается формулировкой «приверженность разделяемым целям, и действия в направлении их реализации».
Пользуйтесь ISO 10018! Вреда от этого не будет никакого, так как он не добавляет требований к тем, что содержатся в ISO 9001.
Добавить комментарий