ISO 10018 – руководство по вовлечению и компетентности персонала

В сентябре 2012 года Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) опубликовала стандарт ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности». Приблизительно 1/3 текста авторы уделили тому, чтобы пройтись по разделам ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и дать пояснения как их понимать и реализовывать содержащиеся там требования с точки зрения вовлечения и компетентности и вовлечения сотрудников. Руководство ISO 10018 – вспомогательный по отношению к ISO 9001 документ, который помогает более успешно работать с ISO 9001. У заинтересованного русскоязычного читателя сразу возникает вопрос: как ISO 10018 может помочь в достижении организацией соответствия стандарту ISO 9001. А может ли этот норматив Международной организации, кстати, он разработан и опубликован в ТК №176 – том же комитете, что занимается редакцией и публикацией знаменитого ISO 9001, так вот, может ли это норматив каким-то образом повлиять на сертификацию по ISO 9001. Согласно оценкам, которые приводятся на сайте IRCA (Международный реестр сертифицированных аудиторов, – ред.), ISO 10018 действительно влияет на внедрение и сертификацию по ISO 9001. Знакомый с ISO 10018 аудитор сам лучше понимает требования ISO 9001 с точки зрения компетентности и вовлечения. При аудите он, конечно, воспользуется своими знаниями, чтобы указать организации на возможные улучшения в процессах. Поэтому владение ISO 10018 способно помочь интерпретировать требования «девятки» ближе к тому, как это понимают в самой Международной организации и к видению аудиторов. Прямым следствием этого становится более «гладкий» сертификационный процесс.

Что еще есть в ISO 10018 кроме пояснений к ISO 9001 в определенном аспекте? Вовлеченность руководства в процесс внедрения и проблема компетентности персонала всегда были слабым местом ISO 9001. Например, лидерство руководства среди аудиторов по стандарту на системы менеджмента качества (СМК, — ред.) традиционно считается такой тематикой, в которой много двусмысленности и субъективизма. Руководство ISO 10018 подробно останавливается на вовлечении топ-менеджмента в работу с СМК – благодаря этому стандарту российские пользователи ISO 9001 могут более определенно понять модель СМК по ISO. Стоит также сказать, что ISO 10018 предлагает предпринимателям алгоритм (4.3, — ред.) работы с компетентностью персонала и его вовлечением. Благодаря простой и понятной последовательности действий бизнесмен гарантирует себя от проблем с этим аспектом ISO 9001. Одной лишней головной болью при аудите СМК становится меньше! Самостоятельной ценностью обладают приложения к ISO 10018. Редакторы стандарта остановились на самых противоречивых вопросах, которые могут возникнуть в связи с «человеческим фактором» в процессе внедрения ISO 9001 и поддержки функционирования СМК: отношения и мотивация, креативность и инновации, наделение полномочиями и многое другое.

Конечно, стандарт, о котором идет речь в нашей статье, содержит и полезные с точки зрения верного понимания требований ISO 9001 определения. Например, компетентность он определяет, как «способность применить знания и навыки для достижения запланированных результатов». Значение термина «вовлечение» раскрывается формулировкой «приверженность разделяемым целям, и действия в направлении их реализации».

Пользуйтесь ISO 10018! Вреда от этого не будет никакого, так как он не добавляет требований к тем, что содержатся в ISO 9001.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: