Интеграция СМК по ISO 9001:2015 с другими системами менеджмента

Иногда в организациях внедряют несколько стандартов на системы менеджмента. Как правило в их числе есть ISO 9001:2015, так как он кросс-отраслевой, универсальный и поэтому хорошо известен широкому кругу игроков рынка, чем бы те не занимались. На сегодня это самый востребованный стандарт СМК (система менеджмента качества, — ред.) и ни один другой нормативный документ даже близко не стоит к нему по популярности. За системами менеджмента, основанными сразу на нескольких нормативах закрепилось понятие «интегрированные системы». Причем, здесь важно отметить, что с ISO 9001 применяют, как другие стандарты на системы менеджмента качества (ГОСТ РВ 15.002, TL 9000, — ред.), так и другие системы менеджмента (ISO 14001, OHSAS 18001, — ред.). Системы менеджмента качества, внедряемые по таким стандартам, как TL 9000 (телекоммуникации, — ред.) обычно уточняют требования ISO 9001 применительно к конкретной отрасли, точнее, они содержат все то, что есть в универсальном стандарте и ряд специфических требований сверх того. По ISO 14001 (экологический менеджмент, — ред.) и OHSAS 18001 (охрана труда, — ред.) тоже создают на предприятиях системы менеджмента, но целью является уже не достижение качества, как в ISO 9001, а экологические результаты и результаты в области охраны труда. Джентльменский набор, который является обычным для интегрированной системы состоит из трех нормативов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001.

До ISO 9001:2015, в интеграции ISO 9001 с другими стандартами возникали серьезные проблемы. Технология построения интегрированной системы выглядит так: специалист, который этим занимается сравнивает оба стандарта и отбрасывает все одинаковые требования, оставляя только то, что различается или даже противоречит. Одновременного выполнения обоих требований часто удается добиться компромиссом, но бывают случаи несовместимости требований двух стандартов. Например, ISO 9001 и ISO 14001 перешли на процессную модель в менеджменте в разное время из-за этого возникали проблемы с совместимостью этих двух стандартов. Некоторые требования были построены исходя из различных точек зрения на менеджмент. Руководству предприятий приходилось выбирать, но как тогда проходить сертификацию, если проигнорированы требования хотя бы одного из двух интегрируемых стандартов. А если осуществляется интеграция большой группы стандартов? Задача обеспечить большую совместимость всех стандартов Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) на системы менеджмента (MSS – management systems standards, — ред.) была зафиксирована в заявке на разработку ISO 9001:2015 (work item proposal, — ред.).

Сейчас можно констатировать, что гармонизация стандартов достигла нового уровня. Во-первых, ISO 9001:2015 переработан в соответствии с единым шаблоном для всех стандартов на системы менеджмента ISO. Этот шаблон принят недавно и связан с появлением Приложения SL к Директивам организации. ISO 9001:2008 еще не соответствовал шаблону. Благодаря этому ISO 9001:2015 имеет теперь примерно 30% общего содержимого с остальными стандартами MSS ISO. К тому же, общие с прочими нормативами заголовки, разделы и термины в ISO 9001:2015 получили одинаковые с аналогичными заголовками и разделами в других стандартах номера. Это облегчает при интеграции систем менеджмента то самое «отбрасывание» одинакового непротиворечивого содержимого. Единый шаблон ISO для стандартов получил название HLS (High level structure – структура верхнего уровня, — ред.).

Появление HLS уже вызвало критику при рассмотрении вопроса о том, как теперь меняется интеграция ISO 9001 и других стандартов. Одни считают, что 30% общего содержимого это мало и говорят, что проблему создания непротиворечивых интегрированных систем менеджмента это не решает. Другим не нравится сама идея HLS. Они напоминают, что текст универсального ISO 9001 использовали раньше и продолжают сейчас использовать, как основу и фундамент для подсоединения к нему новых «модулей» в виде отраслевых стандартов систем менеджмента и написания документации под параграфы стандарта. С появлением HLS – полагают скептики – в этой роли еще более охотно будут использовать именно HLS. Между тем, отталкиваться при построении интегрированных и каких угодно систем менеджмента нужно не от положений и структуры стандартов, а от работы предприятия и того, как она осуществляется на самом деле. В противном случае, будет повторяться более чем обычная проблема с MSS стандартами – система менеджмента существует отдельно и является «вещью в себе» поддерживаемой для сертификата, а настоящая деятельность предприятия – отдельна и протекает по другим правилам. Один из американских консультантов по качеству считает, что в идеале, вместо HLS предприниматели при выполнении требований должны в первую очередь ориентироваться на карту их рабочих процессов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: