Инструменты качества: контрольный листок

Контрольный листок входит в число «семи новых инструментов качества», отобранных Японским союзом ученных и инженеров по принципу доступности для неподготовленных пользователей (в 1979 году, – ред.). Это бумажный или, реже, электронный бланк, сформированный таким образом, чтобы заполняющий его сотрудник мог максимально легко отражать в нем качественные или количественные характеристики производственного процесса, за ход которого он отвечает. Полученные благодаря контрольному листку данные затем ложатся в основу анализа, направленного на улучшение работы или используются для применения сложных статистических методов контроля качества. Если принято решение использовать в своей практике контрольные листки, то встает вопрос о том, как они должны быть оформлены и какую информацию в них отражать. Если вы столкнулись с какой-то вполне стандартной задачей, то иногда наилучшим выходом будет использовать шаблон контрольного листка. За время существования этого метода таких устоявшихся форматов возникло великое множество. Например, есть стандартизированные формы контрольных листков причин дефектов, локализации дефектов, фиксирования отказавших деталей в приборах. Примеры контрольных листков под какие-то конкретные задачи можно легко найти в Интернете. Но иногда задача носит специфический характер и требует разработать форму контрольного листка самостоятельно.

Прежде всего, необходимо четко сформулировать для себя, зачем собираются данные, для какой цели. Когда вы с этим определились, можно без труда установить тип данных, который вам нужен исходя из вашей цели. Какой аспект хода интересующего вас производственного процесса вам нужен для дальнейшего анализа и принятия решений? Все сказанное кажется очевидным, но одной из главных проблем в применении этого, да и других инструментов качества, заключается в том, что собираются не те данные и не так. А потом оказывается, что для анализа какой-либо проблемы просто нет информации и нужно возвращаться опять на этап сбора информации. Помимо типа данных необходимо принять решение о том, какие адресные данные нужно закрепить в контрольном листке. «Адресные данные» – имеется в виду информация о дате, когда заполняется контрольный листок, о сотруднике, который это делает и тому подобные сведения. Неправильный выбор в этом вопросе может тоже обесценить собранную информацию. Например, без даты или имени сотрудника данные нельзя будет отсортировать по этим признакам.

Рис. 1. Пример контрольного листка

Рис. 1. Пример контрольного листка

Разрабатывать контрольный листок лучше в сотрудничестве с теми, кто будет его в итоге заполнять. Во-первых, непосредственный исполнитель может знать свою деятельность с более практической стороны, чем вы, а во-вторых участие в работе познакомит работника с контрольным листком и он не будет относиться к нему, как к навязанной сверху досадной помехе основной работе. Еще один важный момент – хранение новых бланков контрольных листков. Касается это, конечно, только тех из них, которые имеют бумажный носитель. Такие контрольные листки, разумеется, имеют срок действия, после которого заполненный бланк нужно отдать, а новый взять. Чтобы при «смене караула» не возникало ошибок и путаницы, новые бланки контрольных листков лучше хранить поблизости.

В структуре контрольного листка иногда бывает не лишне предусмотреть правила его заполнения. Например, в нашем варианте на рисунке №1, эти правила сформулированы одним предложением в шапке таблицы. Контрольный листок – только один из инструментов качества. К «семи новым инструментам качества» относятся также: диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, контрольная карта Шухарта, диаграмма рассеяния, диаграмма сродства и ряд других инструментов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: