Горная промышленность требует безопасных производственных объектов
Безопасность горного промысла регулируется федеральным законодательством России. Важным документом является закон «О техническом регулировании», который вносит постоянные изменения в дочерние акты. В последнем году действие закона влияло на статьи дочернего документа о безопасности ОПО. Первую статью дополнили еще одним понятием – «технические устройства». Что под сим разумеется? Все «игрушки» горной промышленности, с помощью которых и добывается «надежное золото» на опасном производственном объекте.
Теперь подъемные канаты среди техники не числятся. Под таким термином они занимали почетное место в других «Правилах…», касающихся подземного способа разработки месторождений. Теперь же их переименовали в материалы. А вместе с канатами и тросами лишились своего прежнего титула кабели. Теперь для их эксплуатации не требуется никаких бумаг. Разъяснение по сему вопросу давал центральный аппарат Ростехнадзора.
В пункт пятый седьмой статьи, который ранее предписывал обязательную экспертизу каждого технического устройства и порядок ее проведения, добавили «смягчающие обстоятельства». Согласно оным, технический регламент устройства может предусматривать иные формы оценки состояния агрегата. То же «обстоятельство» добавили и к шестому пункту. Это значит, что помимо сертификации и декларации соответствия, для использования устройства не потребуется разрешение Ростехнадзора. Но оная служба не решается сдавать позиции, ибо упомянутые регламенты пока не набрали юридической силы, и следует руководствоваться «Административным регламентом» от 2008 года.
На сегодняшний день действующими стали технические регламенты безопасности машин и оборудования, лифтов, колесного транспорта, газовых сетей, оборудования для взрывоопасной среды, водного транспорта и отдельный регламент Таможенного Союза о безопасности низковольтных устройств. Для предприятий, обеспечивающих горный промысел необходимыми аппаратами, интересным будет только первый из всех перечисленных. Требования оного охватывают все манипуляции с устройством от проектирования до утилизации. В перечень техники, попадающей под действие регламента, включены окусковывающие механизмы, дробилки, пневмоинструменты, комбайны, крепи, вентиляторы, конвейеры, пылеулавливающие и пылеподавляющие средства, аппараты, работающие на кислороде (кроме пожарной техники).
Основные положения регламента
Первый раздел посвящен терминам, определениям и сфере действия документа. Во втором описаны собственно требования «от и до». В частности, обязательными являются идентификация видов возможной опасности и их обоснование. Третий раздел описывает процесс сертификации и декларирования. Указано, что сертификат подтверждает соответствие устройства стандартам, и кроме оного других подтверждающих документов быть не может. Декларация имеет «срок годности» – 5 лет. Покуда действует сертификат, возможен инспекционный контроль оборудования в разных формах. В четвертом разделе на сцену выходит «надсмотрщик» за соблюдением регламента – государственные службы. Помимо Ростехнадзора указаны еще четыре федеральных организации по надзору. Упомянутый перечень технических устройств подлежит декларированию и сертификации, и вынесен в приложение к Регламенту, где указаны также схемы сертификации.
Дела обстоят небезопасно
Регламент работает, а основные темы докладов организаций, эксплуатирующих ОПО, продолжают вертеться вокруг нарушений всевозможных инструкций. Обсуждаются частые отказы оборудования и аварийные ситуации. Чтобы избежать в дальнейшем казусов и несчастных случаев, требуется обеспечить горно-шахтную промышленность современными технологиями. И пока устройства «живут», не стоит забывать контролировать их надежность, вовремя проводить диагностику, экспертизу и ремонтные работы. Неразумно пренебрегать инструкциями по эксплуатации аппарата в течение всей «жизни» механизма.
В СССР оборудование работало исправно аж до утилизации, и даже после. На страже «здоровья» механизмов стояла система планово-предупредительного ремонта по ГОСТу. В последние 10-15 лет управленческая система предприятий кардинально перевернулась. Информационные технологии заполонили мир, расплодив кучу методик ППР. А по сути, имеем все то же самое плюс ремонт по факту. С первой частью – плановым ремонтом, – разбираться нечего. Ремонт по факту призван выводить агрегат из состояния «клинической смерти» и не допускать таковую в дальнейшем. А есть и третий вариант, смешанный, когда помимо ремонта выполняется и техобслуживание устройства.
Все эти варианты приносят маленькую прибыль технологам, и ремонтное производство не развивается. Зато на сем подрабатывают технологические цеха, выделяя из своего состава ремонтные подразделения. Какую стратегию сервисного обслуживания выбрать, – личное дело каждого предприятия. Но работники должны иметь соответствующую квалификацию.
Возможно привлечение к сервисному процессу завода-изготовителя или какой-либо третьей стороны. В этом случае должен вестись учет показателей деятельности по обеспечению требований промышленной безопасности при проведении тендера. В договоре подряда должны быть указаны четкое разграничение обязанностей и порядок контроля безопасности.
Часто причиной аварийной ситуации на горно-шахтных ОПО становится недостаточная диагностика устройств, или недостоверная полученная информация об их состоянии. А проблема в переносном диагностическом оборудовании, которое дает только частичную и сиюминутную информацию. С мониторингом подъемных механизмов шахт уже разобрались. Его осуществляет система регистраторов. А с остальным оборудованием пока ничего не решено. Потому именно сюда стоит направить все силы и изыскать возможность использовать новейшие технологии, работающие автоматически.
А другой причиной чрезвычайной ситуации иногда является эксплуатация оборудования, отжившего свое. Известны примеры шахтного оборудования, которое эксплуатируется 80 лет вместо положенных 25. Эти сроки можно продлевать после экспертизы независимыми экспертами с лицензией Ростехнадзора.
Добавить комментарий