Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов

Кроме магистральных трубопроводов существует еще несколько типов трубопроводного транспорта. Это технологические трубопроводы, находящиеся на территории промышленных предприятий и необходимые для ведения технологического процесса и эксплуатации оборудования (к ним же относятся и промысловые трубопроводы, по ним осуществляется транспортировка нефти и газа от мест их добычи до места подготовки, — ред.). Также к технологическим трубопроводам относятся трубопроводы пара и горячей воды, для транспортировки водяного пара с рабочим давлением более 0,07 МПа (мегапаскаля, — ред.) или горячей воды с температурой свыше 115°С.

Для каждой группы трубопроводов есть свои правила безопасности и руководящие документы, устанавливающие требования при монтаже, при изготовлении, требования безопасности при эксплуатации, ремонте этих объектов. Для трубопроводов пара и горячей воды это ПБ 10-573-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды». Для промысловых трубопроводов существуют РД 39-132-94, СТО (стандарты организаций, — ред.), например СТО 03-191 «Эксплуатация промысловых трубопроводов ОАО «АНК «Башнефть». А вот с технологическими трубопроводами выходит интересная ситуация. Взамен ПБ 03-585-03 вступило в силу руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов». Следствием этого стало то, что для технологических трубопроводов безопасность теперь носит рекомендательный характер.

Экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ, — ред.) подлежат трубопроводы, попадающие под действие статьи №7 пункта 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под действие требований соответствующих Правил безопасности (например п. 5.2.12. ПБ 10-573-03, — ред.). К проведению экспертизы допускаются организации, имеющие лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности.

Выбор экспертной организации, которая осуществит ЭПБ имеет большое значение. К сожалению, на рынке возник сегмент услуг, связанный с предпринимателями, которые заинтересованы только в получении документа – заключения ЭПБ, а сама процедура экспертизы им не интересна. Спрос рождает предложение и появляются компании, которые продадут вам заключение по бросовой цене с минимальными формальностями. Конечно, не нужно демонизировать потребителей таких услуг. Многие из них просто очень уверены в себе: на предприятии есть лаборатория неразрушающего контроля или заключение нужно предоставить в сжатые сроки и только из-за нехватки времени берется курс на формализм. Но с другой стороны речь идет о жизнях людей, достаточно вспомнить Бхопальскую катастрофу с многими тысячами погибших и более близкую нам географически трагедию на шахте Распадская – все начиналось с недостаточного внимания к промышленной безопасности. Чтобы избежать катастрофы не может быть признана лишней ни одна проверка. Любой из директоров предприятий, на которых произошел взрыв или выброс опасных веществ с радостью отдал бы в 10, в 20 раз большую сумму за ЭПБ, если бы она помогла избежать аварии. Но захотел бы он этого только после того, как самое страшное уже случилось. Думается, проведение полноценной экспертизы – своеобразный маркер зрелого менеджмента.

ЭПБ трубопроводов, как и ЭПБ других технических устройств, начинается с изучения документации на трубопровод (паспорт, акты периодических наружных осмотров, акты испытания трубопровода, — ред.). Целью изучения документации является определение наиболее опасных участков трубопровода, изучение данных предыдущих обследований трубопровода, сопоставление проектного и фактического расположения трубопровода (существует проектная документация и исполнительная – отражающая то, что сделано по факту, — ред.), соответствие условий эксплуатации (давление, температура, — ред.), не превышающих расчетные значения, соответствие устройства и материального исполнения трубопровода его паспортным данным.

После анализа документации следует перейти к техническому диагностированию объекта. Задачами технического диагностирования (техническое диагностирование – часть экспертизы промышленной безопасности, — ред.) трубопровода является поиск дефектов и повреждений самого металла, повреждений защитного покрытия и проверка функционирования устройств обеспечивающих безопасность трубопроводов, а также расчет прогнозируемого остаточного ресурса. Первым этапом диагностирования является наружный и внутренний (если есть техническая возможность) осмотр. Кстати, очень важно не мешать экспертам при проведении ЭПБ. Они руководствуются утвержденными методиками, поэтому заказчику следует помнить о том, что вмешательство в процесс экспертизы дилетантов (некоторых представителей Заказчика, затрагиваемых работой, — ред.) не всегда благотворно влияет на результат.

При экспертном осмотре трубопровода определяются нарушения формы трубы, состояние внешней изоляции, наружные дефекты металла и сварных швов. Внутренние дефекты стенки (коррозионные повреждения, — ред.) и сварных швов трубопровода определяются радиационным, ультразвуковым, магнитным, капилярным и акустико-эмиссионным методами. На сегодняшний день основной причиной отказов трубопроводов является внутренняя коррозия трубопровода. Практика показывает, что большинство отказов промысловых трубопроводов происходит именно из-за внутренних повреждений. Конечно же, наиболее полную картину состояния внутренней поверхности трубопровода дает внутритрубная инспекция (в трубу запускается снаряд-дефектоскоп, передвигается внутри трубопровода под давлением транспортируемого продукта, — ред.), но на указанных типах трубопроводов она, чаще всего, неприменима, из-за отсутствия камер приема и пуска снарядов и большого количества отводов (изгибов, — ред.). Поэтому приходится использовать локальные методы диагностики (проверка состояния трубы отдельными участками). Этот метод не дает нам однозначного представления о состоянии трубопровода. Если говорить о методе акустико-эмиссионного контроля (регистрация упругих волн напряжения металла при его нагружении, — ред.), то при нем мы контролируем протяженные участки. Но при этом виде контроля представляется информация только о развивающихся под давлением дефектах (трещинах металла, — ред.), что встречается не так часто. В ходе проведения диагностирования проверяется состояние изоляции трубопровода электрометрическими методами (контроль изоляции искровыми дефектоскопами на пробой, — ред.). Стоит упомянуть, что при подземной прокладке трубопроводов, в местах нарушения изоляции, часто наблюдаются коррозионные повреждения стенки трубы.

Отказы трубопроводов связаны с дефектом металла и повреждением самой трубы вследствие влияния на нее внутренней и внешней сред. Для минимизации этих влияний при эксплуатации трубопроводов используют полимерную изоляцию труб, электрохимическую защиту, а также ингибиторы коррозии, для защиты внутренней поверхности трубопровода.

После проведения диагностирования средствами неразрушающего контроля и поверочных расчетов на прочность возможно проведения гидро- или пневмоиспытания (водой или воздухом под давлением, — ред.). Специалистами обсуждается вопрос о целесообразности проведения таких испытаний. Одни утверждают, что после проведения гидроиспытаний ухудшается пластичность и трещиностойкость металла. Другие говорят о том, что без комплексного контроля и проведения функциональных испытаний невозможно получить достоверную информацию о техническом состоянии объекта экспертизы. Мы считаем, что испытания на прочность и герметичность являются неотъемлемой частью проведения ЭПБ трубопроводов. После проведения испытания можно однозначно говорить о работоспособности трубопровода или непригодности его к эксплуатации. Очень часто сталкивались с такой ситуацией, когда после проведения неразрушающего контроля сварные швы начинали протекать (то дефектоскоп настроен неправильно, то пьезоэлектрический преобразователь подобран неверно, — прим. авт.). Такие моменты случаются при невысоком уровне подготовки дефектоскопистов. Конечно же, проведение испытаний для владельцев трубопровода – это почти всегда технические проблемы (остановка цикла производства, нет насоса для закачки воды или воздуха, необходимых для испытаний и многое другое, — прим. авт.). Нежелание решать эти вопросы приводит к спорным моментам между заказчиком и экспертной организацией при проведении ЭПБ. В интересах клиента быть открытым для обсуждения, но и экспертная организация должна учитывать «психологические» аспекты своей работы. Это одна из причин, по которым выбирать для проведения у вас экспертизы нужно опытных специалистов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: