Экономическая эффективность системы менеджмента качества в ISO 9001:2015

Вопросы внедрения и поддержки системы менеджмента качества (СМК, – ред.) плохо поддаются финансовому анализу. Многие специалисты связывают это с тем, что СМК – это очень многоаспектный проект и некоторые стороны вопроса настолько непредсказуемы или субъективны по своей природе, что для них очень сложно расчертить несколько колонок и выставить затраты ресурсов в абсолютных ценах и числовой коэффициент, характеризующий результат, которого удалось добиться. Достаточно сказать, что результативность проекта полностью зависит от таких «гуманитарных» материй, как отношение к нему руководства, немалую роль на конечный «выхлоп» оказывают принятые решения по документированию или отношение сотрудников к новой системе. Нет, математический аппарат для вычисления финансовой результативности СМК существует. Есть, например, подход, предлагающий разделить общую прибыль от создания системы на более простые составляющие и посчитать их в отдельности по стандартным формулам, принятым для этих отдельных составляющих. Например, прибыль от СМК на каком-нибудь заводе может складываться из эффекта увеличения удовлетворенности потребителя, эффекта от соответствия требованиям (отсутствия штрафов, – ред.), от увеличения эффективности производственных процессов. А далее остается только сложить получившиеся коэффициенты.

P(общ) = P1 + P2 + P3

Есть другие формулы, например, учитывающие дисконтирование (фактор времени) или позволяющие получить число, выражающее прибыль в отчетном периоде (за год, например, – ред.). С некоторыми другими из таких формул можно познакомиться здесь. Однако их использование само по себе не дает объективной однозначной картины, ведь результат расчетов зависит от того, какие факторы аналитик отберет для переменных в них. Учтет ли он не только ближнюю, но и дальнюю перспективу. По большому счету, речь идет о возможности оформить математически свои соображения, а не об ответе на вопрос о том, «отобьются» ли инвестиции. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что общепринятой методики расчета экономической эффективности СМК так и не сложилось.

Есть, правда, возможность довериться в учете элементов, из которых складывается прибыль от внедрения системы менеджмента качества Техническому комитету №176. Это тот же ТК, который разработал и сам ISO 9001. У него в портфолио есть еще стандарт ISO 10014 «Управление качеством – Указания по получению финансовых и экономических выгод». В стандарте с самого начала перечислены, собственно, «финансовые и экономические выгоды», которые получает предприятие от наличия действующей СМК, вот только некоторые: повышение рентабельности, увеличение доходов, улучшение исполнения бюджета, снижение затрат, улучшение движения наличных средств и так далее. В стандарте также прописаны выгоды от работы с отдельными элементами СМК. Еще одно полезное дополнение к нормативному документу – метод самооценки предприятия, позволяющий установить какие выгоды от системы оно получает в реальности. Кроме того, приложением к стандарту идет специальный вопросник, который поможет в проведении самооценки.

Как известно, сейчас в Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) ведется подготовка к публикации новой редакции ISO 9001, которая должна выйти в 2015 году. Есть уже черновой текст стандарта, который вряд ли уже сильно поменяется. В отличие от действующего стандарта ISO 9001:2008, тема эффективности СМК там звучит более отчетливо. Например, в параграфе №5 «Лидерство» этот вопрос затронут несколько раз, в частности, особо отмечается, что высшее руководство должно принимать на себя ответственность за эффективность системы. Разумеется, редакторы стандарта собирали перед началом работы информацию об отрицательном опыте применения ISO 9001 и постарались отреагировать на возникшие проблемы. Время и практика применения новой редакции покажет, насколько успешно была проделана эта работа. Однако стоит сказать, что вопрос экономической эффективности СМК стоит сегодня достаточно остро. Современный предприниматель, а в особенности, российский предприниматель, выделяя ресурсы хочет ясно представлять себе, какую выгоду он получит от проекта СМК. В стандарте ISO 9001 есть перечисление целей внедрения, но эти цели (удовлетворенность потребителя, выполнение рыночных и государственных требований, – ред.) звучат неудовлетворительно для бизнеса. О результатах компаний судят, даже с точки зрения экономической науки, по ряду совершенно конкретных микроэкономических показателей и именно они интересуют руководителей. Сам ISO 9001 констатирует, что без вовлеченности руководства в проект нельзя добиться положительного результата. Это значит, что неинтересные руководителям цели ставят проект внедрения стандарта под угрозу с самого начала. В ISO 9001 акценты расставлены так, что его языком и понятиями даже нельзя написать адекватный запрос в бухгалтерию для предоставления ресурсов. Формулировки из стандарта попросту не будут существенным основанием выделения средств для «финансистов».

Впрочем, необходимо добавить, что если в некоторых вопросах помочь делу смогут только редакторы ISO 9001, то, безусловно, существует разворот проблемы, где предприниматели создают проблемы сами себе. Весьма распространена ошибка, когда при работе со стандартом устанавливают не подлинные, а декларативные цели организации в области качества. Для успеха дела цель должна быть настоящей. Если для компании важнее всего прибыль, то целесообразно, чтобы ее целью в области качества был какой-нибудь целевой показатель или KPI, отражающий финансовое состояние организации (читайте статью «Как директор, собственник, финансовый директор и бухгалтер смотрят на внедрение ISO 9001?» здесь, – ред.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: