Добровольная сертификация в США
Добровольная сертификация в Соединенных Штатах неразрывно связана со сложившейся в стране системой стандартизации. На сегодняшний день она, в значительной степени, децентрализована. Например, организация NIST (The National Institute of Standards and technology, – ред.) утверждает национальные стандарты, обязательные для выполнения. Выработкой техрегламентов, т.е. более общих, чем стандарты требований к производителям занимаются уже отдельные министерства и ведомства: Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство служб общего назначения и многие другие. Играя значительную роль в координации работы по подтверждению соответствия в стране, NIST, тем не менее, не представляет США в ISO (International Organization for Standardization, – ред.) и МЭК (Международная электротехническая комиссия, – ред.). Эта задача возложена на ANSI (American National Standards Institute, – ред.). Именно ANSI, совершенно частная организация, аккредитует частные и государственные организации, которые занимаются созданием стандартов. В отличие от российской практики, аккредитация ANSI, выполняющая роль национальной аккредитации не носит обязательного характера. Она только является чем-то вроде знака качества. Аккредитацией этой структуры в США обладают лишь 200 организаций-разработчиков, из которых только четыре государственных. Такая же диверсификация, как с работой по выработке стандартов характеризует и американское законодательство. Прямого аналога российскому ФЗ «О техрегулировании» просто нет. Некоторые источники упоминают в этой связи лишь закон «О безопасности потребительских товаров» («Consumer Product Safety Act», – ред.), так как там содержатся некоторые универсальные для всех отраслей экономики требования по сертификации, в том числе, добровольной. Там, в частности, установлено обязательное подтверждение соответствия стандартам безопасности всех типов детских товаров. В основном же, сертификация регулируется отраслевыми законами: «Об идентификации изделий из текстиля», «О государственном контроле продуктов и медикаментов» и сотнями других. Среди функций NIST, кстати, есть и такая: консультирование заинтересованных в сертификации представителей бизнеса по различным запутанным процедурам.
Отраслевую специфику сертификации очень легко проследить, например, по ситуации в строительстве. В этой сфере американской экономики выработка стандартов для предприятий спущена на уровень муниципалитетов. Возникло два типа органов по сертификации: так называемые «муниципальные» (consil certifiers, – ред.) и частные (private certifiers, – ред.). Муниципальные отличаются от частных тем, что они не могут отказать в оценке соответствия, частный орган по сертификации также может в любое время выйти из проекта в одностороннем порядке, тогда как муниципальный такого права не имеет. Другой пример: в сельском хозяйстве большую роль играет, имеет ли тот или иной орган по сертификации опыт в работе с конкретными регионами США, приходилось ли ему сертифицировать конкретную сферу деятельности, к примеру, заготовку скота.
Добровольная сертификация в США осуществляется по инициативе заявителя. Системы сертификации, которые в США называются программами и регистрируются в NIST, делятся по американским законам на три группы: 1-я: сертификация товаров и услуг на безопасность, 2-я: программа проверки образцов продукции, заменяющая сплошной контроль, 3-я: проверка условий создания продукции, задолго до того, как она поступила в продажу. 3-я группа отдана на откуп добровольной сертификации. Те или иные организации, впрочем, совершенно не обязаны регистрировать в госорганах свои программы сертификации. Если они относится к системе добровольного подтверждения соответствия, то они вполне могут обойтись без этого. У стандарта, выработанного изначально, как предназначенный для добровольной сертификации есть большие шансы занять статус национального, если он по-настоящему востребован заинтересованными сторонами. Дело в том, что американское правительство всячески поощряет практику госструктур по выводу частных стандартов на национальный уровень. Государственные служащие даже принимают участие в выработке частных стандартов, не имея при этом особых привилегий, т.е. располагая таким же правом голоса при решении вопросов со стандартом, как и специалисты, выступающие в качестве частных экспертов.
Касаемо будущего добровольной сертификации в США, мнения экспертов расходятся. Одни указывают на то, что американская экономика находится на том уровне развития, что правительственные структуры не в состоянии уследить за тектоническими сдвигами во всех отраслях. У США – считают они – нет выбора, кроме развития саморегулирования в этой сфере. К тому же, именно так развивалась история сертификации в США. Саморегулирование бизнеса в области добровольной сертификации неизбежно подразумевает расширение поля добровольной сертификации. С другой стороны, существуют опасения, что США все же будет двигаться в сторону развития обязательной сертификации. Например, автор статьи «Mandatory or Voluntary Certification: Investment, Quality, and Information Asymmetry» («Обязательная и добровольная сертификация: вложения, качество и информационный дисбаланс», – ред.) Инь-Джу Чен приводит цифры, что при нынешней системе стандартизации и сертификации наблюдается тревожно большое количество сигналов госорганам о некачественной продукции. По его данным, федеральное правительство в 2007 году получило 187 сообщений, связанных с опасными для жизни, абсолютно неприемлемыми с точки зрения качества товарами, которые все-таки поступили в продажу. Автор видит признаки того, что, в связи с этим, поле обязательной сертификации будет расширяться. Стоит добавить, что ряд американских экспертов критикуют сложившуюся в США систему аккредитации органов по сертификации, считая ее беспорядочной и открывающую возможность для появления на рынке некачественной продукции. Как понятно из перечисленных особенностей американской системы добровольной сертификации, она существенно отличается от добровольной сертификации в России.
Добавить комментарий