Добровольная сертификация услуг

В целом, разницы между сертификацией продукции и услуг на данный момент нет. С принятием в России ФЗ «О техрегулировании» (2002, – ред.), утратили силу «Закон о сертификации продукции и услуг» и «Правила сертификации работ и услуг» (1997, – ред.). Если в «Правилах» содержались эксклюзивные для услуг и работ нормы в области оценки соответствия, вплоть до рекомендованных в тех или иных случаях схем сертификации, которые тут же и приводились, то закон «О техрегулировании» лишь выводит услуги из области обязательной сертификации. Напомним, до 2002 года обязательной оценке соответствия подлежали: услуги ЖКХ, строительные, туристические, социальные, логистические и услуги парикмахерских. Стоит упомянуть еще и тот факт, что в действующем законе приведены признаки продукции, которые отграничивают ее от услуг. Итак, продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме. Продукция предназначена для последующего использования в хозяйственных и других целях.

Некоторые особенности сертификации услуг по сравнению с оценкой соответствия стандартам продукции появляются в деталях. Сертификация услуг обычно обходится предпринимателю дешевле сертификации продукции. Это связано с тем, что проверить качество обслуживания легче, оно обладает следующими особенностями по сравнению с другими видами коммерческой деятельности. Услуги характеризуются непосредственным контактом между ее поставщиком и потребителем. Воздействие услуг на потребителя связано с целым рядом специфических факторов, начиная от гигиенических и заканчивая эстетическими и морально-этическими. Услуги невозможно транспортировать или хранить, процессы создания и реализации услуги происходят почти одновременно. Таким образом, себестоимость оценки соответствия услуги меньше для органа по сертификации, чем анализ качества материального товара.

Выведение услуг из поля обязательной сертификации ликвидировало стандартные схемы сертификации для услуг и работ, прописанные в законе.

Но дело в том, что специфика обслуживания такова, что и частные органы по сертификации применяют для анализа услуг совсем не те же схемы по сертификации, что и для продукции. Частных систем добровольной сертификации услуг сегодня существует огромное количество. Среди них выделяются так называемые «системы сертификации однородных услуг». Они характеризуются большей универсальностью, чем остальные, потому, что создают общие правила для схожих услуг. По данным сайта «Помощь бизнесу» в России 70 органов по сертификации аккредитовано для проведения экспертизы в таких системах сертификации.

Существует еще одно значительное расхождение между сертификацией продукции и услугконтроль. Здесь свои особенности появляются также у сертификации менеджмента качества и оценки соответствия персонала. Но об этом мы поговорим отдельно. Что же касается услуг, то контроль распадается на две составляющие: анализ технического выполнения услуги и экспертиза результата услуги. Контроль продукции – сложнее: комплектующие деталей и изделий, средства измерений и испытаний, техническое оборудование и оснастка, приемочный контроль продукции.

Законодательные разграничения экспертизы соответствия продукции и услуг невелики, но на практике, некоторая разница, безусловно, есть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: