Добровольная сертификация

Кредитоспособность в глазах частных банков, возможность стать членом СРО, участие в тендерах, убедительная реклама, более широкие экспортные возможности и стабильно качественная продукция – все это лишь некоторые из плюсов добровольной сертификации. Законодательные понятия добровольной сертификации содержатся в ФЗ «О техрегулировании», основном законе, устанавливающем российские правила работы в этой сфере. Вкратце, необязательный вид оценки соответствия характеризуется тем, что проводится по инициативе той или иной компании, которая заинтересована получить документ о том, что она отвечает положениям стандарта, коммерческого договора; соответствует внутренним нормативным документам, техническим условиям, например. В конечном счете, любым документам, если в этом есть заинтересованность самой компании. По источнику экспертизы соответствия, добровольная сертификация делится на самооценку, оценку партнером, имеющим заинтересованность в делах анализируемого бизнеса, есть еще сторонние частные компании, их еще называют органы по сертификации, которые предлагают услуги незаинтересованного оценщика. Эти компании готовят и проводят ряд процедур необязательной сертификации, которые дают им доказательную базу для выдачи документа о соответствии. Но, кому нужна добровольная сертификация?

Мне, нужна?

Ответ на этот вопрос вытекает из уже перечисленных преимуществ этого вида оценки соответствия. Стоит добавить, что кроме очевидных достоинств, перечисленных выше, есть выгоды, которыми в российских условиях нередко пренебрегают. Первое о чем здесь стоит упомянуть – это поддержка качества с помощью добровольной сертификации. Если в обязательной сертификации ставится ограниченная задача обезопасить потребителя от товаров, которые могут быть опасны для его жизни, то принципы добровольной: минимум государственного контроля, заинтересованность предпринимателя в улучшениях в связи с конкурентной борьбой, объективность незаинтересованных оценщиков, — дают этой форме экспертизы необыкновенную гибкость. В этих условиях можно улучшать и испытать сертификацией такие первичные аспекты деятельности любой организации, как системы менеджмента. В частности, очень распространена добровольная сертификация систем менеджмента качества. Сейчас, она проводится в основном по стандартам крупнейшей международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization, — ред.) – в ее нормативных документах прописаны определенные критерии или требования по организации на предприятии бездефектной работы, причем на систематической основе, резко снижающей количество брака и возвратов готовой продукции. Впрочем, это лишь одно из многих положительных последствий отлаженных управленческих цепочек. Борьба за качество очень важна, ведь в России существует уголовная и административная ответственность за нарушения в области качества. Добровольная сертификация систем менеджмента по стандартам ISO, другим «необязательным» стандартам позволяет предпринимателю устранять проблемы в зародыше. То, на устранение чего на уровне менеджмента уйдут копейки, чревато огромными потерями, когда запущен конвейер. Так, кому же нужна сертификация? В равной мере экспортерам и игрокам внутреннего рынка, гигантам и малым организациям. Если не с прицелом на такие «тонкие» материи как качество, то для кредита или тендера во всяком случае.

Лучше синица в руке – ситуация в России

То, что в России не всегда видят долгосрочные цели добровольной сертификации, связанные с оптимизацией процессов на «корневом» уровне — эксперты называют в числе актуальных проблем необязательного подтверждения соответствия в нашей стране. Этим объясняют небольшое, по сравнению с другими развитыми странами распространение добровольной сертификации в России, а также тот факт, что в нашей стране нередко предпочитают пользоваться услугами недобросовестных органов по сертификации, которые выдают фиктивные документы о соответствии нормативам или положениям документов. Это дает возможность использовать маркировочный знак добровольной сертификации, главный рекламный инструмент, а также формально выполнить требования госструктур и партнеров, которые требуют «добровольных» сертификатов, запасаясь доверием настолько, чтобы вступить с вами в деловые отношения. Фиктивный документ стоит очень дешево по сравнению с полноценной сертификацией, которая, к слову, требует и полноценного внедрения стандартов. Значимость добровольной сертификации с точки зрения некоторых российских управленцев, улучшение нормативной документации, которое она сулит, повышение квалификации и взаимодействия персонала – тот самый «журавль в небе» из расхожей пословицы. Он не стоит, по их мнению, того, чтобы за ним гнаться. С другой стороны, предприятия, которые реагируют на проблемы по мере их поступления, похожи, если сравнивать с финансовой стороной вопроса, на компании, работающие «в ноль». Любой серьезный шквал окажется неожиданным, а запаса прочности может не быть. Быть уверенным в себе может лишь тот, кто думает на несколько шагов вперед. Добровольная сертификация в России имеет много проблем. В некоторых областях «телефонное право» и слабо насыщенный рынок сводят на нет мотивацию руководителей при необязательной экспертизе, во многих местах неудачное внедрение стандартов вызвано технологической отсталостью, недостаточным использованием информационных технологий, низкой квалификацией в вопросах качества и менеджмента во многих организациях. Потребуется некоторое время, чтобы механизмы, которые лежат в основе добровольной сертификации заработали в нашей стране.

Ликбез, чтобы разобраться в предложениях на рынке

При сертификации в системе добровольной сертификации перед организацией стоит необходимость выбора с кем работать, как работать, где ждать подводных камней. Роль добровольной сертификации с точки зрения потребителя – способствовать компетентному выбору товара, клиенту нужно лишь довериться тому или иному маркировочному знаку. Но, кто поможет компетентно выбрать тому, кто сам сертифицируется. Есть, правда, ассоциации органов по сертификации, вроде IQ Net Association, компании-члены которых занимаются взаимным признанием работ по оценке соответствия. Это подкрепляет надежность каждого в отдельности в глазах клиента. В России, однако, авторитетных организаций подобного рода нет. Минимум (подробнее читайте здесь, — ред.), нужно понимать задачи добровольной сертификации и ее виды: чем, например, отличается добровольная сертификация продукции от добровольной сертификации услуг. Вот некоторые из основных понятий. Система добровольной сертификации – это одновременно совокупность разработанных методов сертификации: процедур, нормативных документов компаний, занятых «третейской» оценкой и группа частных, иногда и государственных организаций с разной специализацией, которые работают по правилам этой системы. Когда говорят, что ваша компания сертифицирована в той или иной системе добровольной сертификации, имеют в виду сразу все это. Списки зарегистрированных систем добровольной сертификации можно посмотреть на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта, — ред.). Впрочем, по закону система не обязательно должна быть зарегистрирована – это происходит на добровольных началах. Напомним, что в ФЗ «О техрегулировании» от 2002 сказано…

Цитата: ‘Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию’

Понятие «схема добровольной сертификации» гораздо более узкое. Этим термином обозначают последовательность процедур, которые будут осуществлены при сертификации и то, какие это будут процедуры.

Добровольная сертификация в мире: как это может работать

Необходимость добровольной сертификации не оспаривается почти нигде в мире. В разных странах она развита не одинаково: в развивающихся государствах довольно большой сегмент этой сферы все еще остается исключительно в системе обязательной сертификации. Что касается развитых стран, то там ситуация обратная. В области добровольной сертификации в Европе (ЕС, — ред.) находится 95% нормативов и лишь 5% — обязательная сертификация. Похожая ситуация с необязательной оценкой соответствия в США. Ее особенности обусловлены спецификой системы стандартизации, которая там сформировалась. Там нет централизованной национальной системы выработки стандартов, а функции поделены между сонмом отраслевых объединений и ассоциации. Справедливости ради, стоит отметить, что выбор между обязательной и добровольной экспертизой на соответствие стандартам здесь не всегда происходит в пользу последней. Так, в связи с увеличившимся количеством отравлений из-за некачественного продовольствия в магазинах, американские эксперты предрекают введение обязательной сертификации на продукты питания.

Добровольное подтверждение соответствия в Китае, которое могло бы служить примером развития этой формы оценки соответствия в развивающихся странах, укрепляет свои позиции. Есть официальные цифры ISO, что в 2007 году Китай стал мировым лидером по количеству выданных сертификатов соответствия стандартам группы нормативов ISO 9000. В числе «финалистов» также такие страны как Индия и Турция. Цифры показательны, так как ISO 9000 наиболее известная и распространенная серия стандартов менеджмента качества.

Добровольная сертификация в мире доказала свою эффективность. Тот же Китай, начав активно развивать этот тип сертификации, сумел в глазах многих специалистов снять с себя клеймо страны, массово производящей некачественные, опасные для здоровья товары. Состояние добровольной сертификации в СНГ представляет собой некую середину между развитыми и развивающимися странами. Необязательное подтверждение соответствия в России и добровольная сертификация в Казахстане идут по схожему с ЕС пути максимального уменьшения доли обязательной сертификации. Несмотря на это, она пока занимает в их экономиках достаточно прочные позиции. А введение добровольной в таких сферах, как продажа продуктов питания, косметики и в строительстве, вызывает критику специалистов. Добровольная сертификация в Белоруссии и в Украине существенно более жесткая, с сильным госконтролем, но и в этих странах двигаются к либерализации. Интересная деталь добровольной оценки соответствия стандартам в Белоруссии: если в стандарте есть пункты, затрагивающие безопасность, они должны в обязательном порядке учитываться при сертификации. Тот или иной пункт стандарта может быть изъят из рассмотрения при проведении оценки соответствия, но только если организация-претендент на сертификат сможет доказать сертификационным аудиторам обоснованность исключения. Добровольная сертификация в мире завоевала репутацию эффективного инструмента гармонизации международной торговли, способа обеспечить качество товаров в условиях глобализации и стремительного развития новых отраслей экономики.

Добровольная сертификация – аттестовано временем

История добровольной сертификации насчитывает минимум, несколько тысячелетий. Слову сертификат в том значении, в котором мы его понимаем сейчас около 100 лет. В Европе необязательная оценка соответствия непрерывно развивалась и совершенствовалась все эти годы. Что касается России, то в СССР ее не было – все стандарты были обязательными. В нашей стране необязательное подтверждение соответствия начало развиваться с 90-х годов и лишь с совершенствованием нормативно-правовой базы, когда в 2002 году был принят ФЗ «О техрегулировании», стали появляться первые российские системы сертификации. Может быть, проблемы добровольной сертификации в России во многом вызваны болезнями роста. Даже если так, выиграет от ситуации тот, кто раньше озаботится вопросом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: