Аттестация рабочих мест своими руками

Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) предполагает анализ условий труда на рабочих местах. Неблагоприятно организованные рабочие места являются причиной возникновения профессиональных заболеваний и травм у работников. Нередко, работа в подобных условиях для сотрудника может обернуться ценой собственной жизни. Ответственность за организацию труда на предприятиях полностью возлагается на работодателя, как и проведение соответствующих порядков, направленных на создание соответствующей производственной среды. Проведение АРМ является прямой обязанностью руководителя (статья 212 ТК РФ).

Основным нормативно-правовым документом, который выдвигает требования по проведению АРМ, является приказ о порядке проведения.

Процесс АРМ официально стал рассматриваться в России в 1980-х годах прошлого столетия. Типовое положение о проведении оценок, утвержденное в 1986 году Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС назначало компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда. В 1992 году вышел первый порядок проведения аттестации. Цели и задачи, которые легли в его основу, остаются актуальными в настоящее время. Последующая попытка реформирования порядка была предпринята в 1997 году. С этого момента аттестация стала обязательным этапом сертификации работ по охране труда в организациях. Впервые стали использоваться лабораторные методы анализа и оценки производственной среды рабочего места. В 2007 году вышел Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Приказ по-новому рассмотрел вопросы аттестации, детализировал рекомендации и требования в связи с введением новых законодательных актов, нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны и гигиены труда. Именно с его выходом активно стало использоваться понятие «аттестация рабочих мест своими руками» или, если быть более дипломатичными – самостоятельное проведение аттестации.

Самостоятельное проведение подразумевало организацию процесса, последующее его проведение, завершение с участием только лишь работодателя и представителей организации, в которой проводится аттестация. Помимо них для участия в АРМ могла привлекаться аттестующая организация (организация, которая имеет соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области аттестации, подтверждающую право на проведение лабораторных измерений). Этот пункт порядка был введен впервые в процесс АРМ. Участие ее осуществлялось на паритетной основе в целях методического руководства, контроля над проведением работ. Из-за того, что ее присутствие носило больше рекомендательный характер, формально проведение АРМ оставалось прямой обязанностью работодателя и могло осуществляться самостоятельно по этапам, представленным в порядке. Для того, чтобы самостоятельно провести аттестацию, организация должна была иметь развитую службу охраны труда и специализированные лаборатории в ее составе. Данный способ не требовал больших финансовых затрат, но процедура часто сводилась только лишь к формальности. На практике реализация аттестации принимала довольно изощренные формы, то есть результаты нередко были не соответствующими действительности. Большинство работодателей не торопились с тем, чтобы улучшить ситуацию на рабочих местах. Для них важно было «как-нибудь провести» процедуру, чтобы не возникло претензий со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, трудовой инспекции, прокуратуры. Небережливое отношение к работникам, естественно, отражалось на их здоровье, а нередко и жизни. Подумать только, из-за несоответствия условий труда нормам охраны труда в стране было потеряно порядка миллиона жизней людей. И по большей мере, из-за недобросовестности работодателей, из-за неправильной организации процессов.

Сегодня действие этого порядка отменено и теперь процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Остались прежними цели, задачи, использование результатов. Изменились лишь некоторые порядки в части обязательности процесса и ответственности руководителя. Теперь проводить аттестацию самостоятельно невозможно, потому как отчетливо прописано требование, что в ней обязательно должны быть задействованы аккредитованные аттестующие организации. В полномочия руководителя входит лишь организация процесса: определение сроков, состава аттестационной комиссии, специализированной организации для проведения лабораторных исследований, заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, составление приказа о начале проведения работ и о завершении. Далее работодатель будет являться лишь сторонним наблюдателем, который не имеет права вмешиваться и препятствовать работе представителей аттестующих организаций при замерах производственных факторов.

При организации аттестации работодатели должны иметь хотя бы первоначальный багаж знаний по правилам проведения. Результатом бездейственности и недостаточной осведомленности может являться обман со стороны аттестующих организаций, результаты, не соответствующие действительности. К АРМ необходимо подойти уже заранее подготовленным, чтобы исключить подобные казусы, как, в принципе, должны быть подготовлены и специалисты (дополнительно с подготовкой персонала Вы можете ознакомиться в материале «Обучение при аттестации рабочих мест»). Представители со стороны работодателя в обязательном порядке должны входить в состав комиссии. Обычно включаются руководители структурных подразделений, которые являются ответственными за определенные виды производств, соответственно хорошо разбираются в организации производственных, технологических процессов. Поэтому многие работодатели стали практиковать самостоятельное обучение сотрудников вопросам охраны труда, отправляя их на специальные занятия по обучению членов аттестационной комиссии. Это правильное решение с их стороны. По словам Директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерия Коржа, причиной несчастных случаев на производстве является неудовлетворительная организация работ, которая свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих кадров в сфере охраны труда.

Помимо организации самого процесса АРМ, руководитель должен продолжать следить за охраной труда своего предприятия и после ее проведения. Нередко в производственный процесс вводятся новые рабочие места, новый вид оборудования, изменяются технологические процессы. Работодатель должен сразу же отреагировать на подобные изменения и организовать для рабочего места аттестацию. Она должна быть проведена не позднее 60 рабочих суток с момента ввода в эксплуатацию.

Новый порядок создан для того, чтобы исключить формальное проведение аттестации для каждого рабочего места, потому как важен объективный и достоверный результат при проведении АРМ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: