Аттестация рабочих мест своими руками
Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) предполагает анализ условий труда на рабочих местах. Неблагоприятно организованные рабочие места являются причиной возникновения профессиональных заболеваний и травм у работников. Нередко, работа в подобных условиях для сотрудника может обернуться ценой собственной жизни. Ответственность за организацию труда на предприятиях полностью возлагается на работодателя, как и проведение соответствующих порядков, направленных на создание соответствующей производственной среды. Проведение АРМ является прямой обязанностью руководителя (статья 212 ТК РФ).
Основным нормативно-правовым документом, который выдвигает требования по проведению АРМ, является приказ о порядке проведения.
Процесс АРМ официально стал рассматриваться в России в 1980-х годах прошлого столетия. Типовое положение о проведении оценок, утвержденное в 1986 году Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС назначало компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда. В 1992 году вышел первый порядок проведения аттестации. Цели и задачи, которые легли в его основу, остаются актуальными в настоящее время. Последующая попытка реформирования порядка была предпринята в 1997 году. С этого момента аттестация стала обязательным этапом сертификации работ по охране труда в организациях. Впервые стали использоваться лабораторные методы анализа и оценки производственной среды рабочего места. В 2007 году вышел Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Приказ по-новому рассмотрел вопросы аттестации, детализировал рекомендации и требования в связи с введением новых законодательных актов, нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны и гигиены труда. Именно с его выходом активно стало использоваться понятие «аттестация рабочих мест своими руками» или, если быть более дипломатичными – самостоятельное проведение аттестации.
Самостоятельное проведение подразумевало организацию процесса, последующее его проведение, завершение с участием только лишь работодателя и представителей организации, в которой проводится аттестация. Помимо них для участия в АРМ могла привлекаться аттестующая организация (организация, которая имеет соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области аттестации, подтверждающую право на проведение лабораторных измерений). Этот пункт порядка был введен впервые в процесс АРМ. Участие ее осуществлялось на паритетной основе в целях методического руководства, контроля над проведением работ. Из-за того, что ее присутствие носило больше рекомендательный характер, формально проведение АРМ оставалось прямой обязанностью работодателя и могло осуществляться самостоятельно по этапам, представленным в порядке. Для того, чтобы самостоятельно провести аттестацию, организация должна была иметь развитую службу охраны труда и специализированные лаборатории в ее составе. Данный способ не требовал больших финансовых затрат, но процедура часто сводилась только лишь к формальности. На практике реализация аттестации принимала довольно изощренные формы, то есть результаты нередко были не соответствующими действительности. Большинство работодателей не торопились с тем, чтобы улучшить ситуацию на рабочих местах. Для них важно было «как-нибудь провести» процедуру, чтобы не возникло претензий со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, трудовой инспекции, прокуратуры. Небережливое отношение к работникам, естественно, отражалось на их здоровье, а нередко и жизни. Подумать только, из-за несоответствия условий труда нормам охраны труда в стране было потеряно порядка миллиона жизней людей. И по большей мере, из-за недобросовестности работодателей, из-за неправильной организации процессов.
Сегодня действие этого порядка отменено и теперь процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н. Остались прежними цели, задачи, использование результатов. Изменились лишь некоторые порядки в части обязательности процесса и ответственности руководителя. Теперь проводить аттестацию самостоятельно невозможно, потому как отчетливо прописано требование, что в ней обязательно должны быть задействованы аккредитованные аттестующие организации. В полномочия руководителя входит лишь организация процесса: определение сроков, состава аттестационной комиссии, специализированной организации для проведения лабораторных исследований, заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, составление приказа о начале проведения работ и о завершении. Далее работодатель будет являться лишь сторонним наблюдателем, который не имеет права вмешиваться и препятствовать работе представителей аттестующих организаций при замерах производственных факторов.
При организации аттестации работодатели должны иметь хотя бы первоначальный багаж знаний по правилам проведения. Результатом бездейственности и недостаточной осведомленности может являться обман со стороны аттестующих организаций, результаты, не соответствующие действительности. К АРМ необходимо подойти уже заранее подготовленным, чтобы исключить подобные казусы, как, в принципе, должны быть подготовлены и специалисты (дополнительно с подготовкой персонала Вы можете ознакомиться в материале «Обучение при аттестации рабочих мест»). Представители со стороны работодателя в обязательном порядке должны входить в состав комиссии. Обычно включаются руководители структурных подразделений, которые являются ответственными за определенные виды производств, соответственно хорошо разбираются в организации производственных, технологических процессов. Поэтому многие работодатели стали практиковать самостоятельное обучение сотрудников вопросам охраны труда, отправляя их на специальные занятия по обучению членов аттестационной комиссии. Это правильное решение с их стороны. По словам Директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерия Коржа, причиной несчастных случаев на производстве является неудовлетворительная организация работ, которая свидетельствует о недостаточной подготовке управленческих кадров в сфере охраны труда.
Помимо организации самого процесса АРМ, руководитель должен продолжать следить за охраной труда своего предприятия и после ее проведения. Нередко в производственный процесс вводятся новые рабочие места, новый вид оборудования, изменяются технологические процессы. Работодатель должен сразу же отреагировать на подобные изменения и организовать для рабочего места аттестацию. Она должна быть проведена не позднее 60 рабочих суток с момента ввода в эксплуатацию.
Новый порядок создан для того, чтобы исключить формальное проведение аттестации для каждого рабочего места, потому как важен объективный и достоверный результат при проведении АРМ.
Добавить комментарий