Аттестация рабочего места учителя

Аттестация рабочих мест (АРМ, — ред.) для образовательных учреждений – одна из обязательных мер контроля условий труда. Выявление влияния опасных и вредных факторов поможет уберечь от профессиональных заболеваний не только педагогов, но и собственно главных участников образовательного процесса – учеников.

Все чаще стали возникать спорные ситуации о доплатах учителям за работу во вредных условиях. В советское время доплаты устанавливались практически каждому педагогу. В современной России этот вопрос пересматривается немного иным образом, не в пользу педагога и все чаще можно слышать недовольства с их стороны по поводу отмененных компенсаций. Основанием для назначения компенсаций и льгот сотрудникам являются карты аттестации, оформляющиеся по результатам аттестации. Карта аттестации рабочего места (Карта, — ред.) – фактическое свидетельство, к которому уже не предъявишь претензий, разве что обратишься в надзорные органы, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию и повторно проверить условия на рабочем месте.

Специалист технической инспекции труда МГК Профсоюза Валерий Тельный на 7 съезде Федераций Независимых Профсоюзов в 2011 году выступил с докладом об АРМ в образовательной сфере. Он рассматривает данную проблему с позиции недостаточной подготовленности аттестующих организаций, которые проводят АРМ в школах:

 Цитата: ‘Организации, осуществляющие АРМ, зачастую не учитывают специфику образовательного учреждения, ведь условия и характер труда педагога отличаются от условий труда в промышленности’

Автор поясняет эти трудности тем, что такие параметры, как тяжесть, напряженность трудового процесса и факторы вредности с трудом поддаются оценке. В результате, АРМ сводится к формальному анализу, в то время как порядок проведения аттестации направлен на объективность получаемых результатов, отражающих реальную картину.

Техническая инспекция труда Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ провела анализ проведения АРМ в образовательных учреждениях на соответствие предоставляемых данных, оценки рабочих мест, оформления сопутствующих документов. В ходе проверки были зафиксированы следующие нарушения:

  • в картах практически не учитывается специфика организации работ в учреждениях образования;
  • члены комиссий не проходят соответствующее обучение, что отражается в незнании порядка проведения АРМ;
  • в штатах аттестующих организаций чаще всего нет специально обученных и высококвалифицированных специалистов, способных разобраться с особенностями условий труда в образовательной сфере, что приводит к формальному подходу по выполнению порученных работ по АРМ в учреждениях системы образования.

Эти проверки осуществлялись в течение 2010 года. Тогда, как мы помним, действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Сегодня он заменен на Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Но недочеты в работе аттестующих организаций все еще встречаются.

Кажется, будто аттестовать рабочее место учителя – нет ничего проще, но на деле оказывается совсем наоборот. У каждого рабочего места своя специфика, оно по-своему уникально, имеет собственные характеристики, и равнять под одну линию всех не стоит.

Школы считаются наиболее исполнительными учреждениями по проведению АРМ на фоне всех организаций страны. Они всегда стараются проводить аттестацию в строго установленные сроки и в соответствии с действующим порядком. Как правило, они имеют большой штат работников образования, но при организации проведения аттестации количество рабочих мест формируют по принципу аналогии. То есть, в школе пять учителей истории, аттестации подлежит только одно рабочее место и т.д.

Сложность трудового процесса учителя обуславливается за счет сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок. Они в течение всего рабочего времени находятся в напряжении, которое, чаще всего, по оценке аттестующих организаций не выходит за пределы допустимых норм. Работа с детьми – одна из сложных и ответственных видов работ. Процесс обучения, нередко, сопровождается травмами, ушибами. Учитель не всегда может усмотреть за каждым, хотя это является его прямой обязанностью, потому как он является ответственным за жизни своих учеников. Но дети, есть дети, они довольно активны и подвижны. Чаще всего, травмы возникают на переменах или на уроках физкультуры. Из-за нервных и эмоциональных переживаний у учителей, чаще представителей других профессий (мы говорим об определенных видах болезней), возникают профессиональные заболевания, связанные с болезнями органов дыхания, нервной системы, органов кровообращения. Неправильно организованное рабочее место еще более усугубляет ситуацию.

При АРМ учителя оценке подлежат производственные факторы, травмоопасность и обеспеченность средствами коллективной защиты. Обычно высокий показатель из числа химических и биологических факторов показан у такого фактора, как шум и ионизирующее излучение.

Дети и шум – два совместимых понятия. Учителю требуется некоторое время, чтобы успокоить шум в классе после звонка на урок. Даже каких-то три минуты и они уже дают определенную степень нагрузки на слуховые органы.

К техногенным источникам ионизирующего излучения применительно школ относятся дисплеи телевизоров и компьютеров. Сегодня уровень их излучения сведен к минимуму. Они практически не несут вреда для человека, если не злоупотреблять временем, которое отводится на работу за мониторами. Но вот что интересно, Постановление Гособразования СССР № 579 об утверждении порядка установления доплат за работу в неблагоприятных условиях пока не отменено. В нем ясно прописано, что доплаты в размере, не превышающем 12%, устанавливаются при работе за дисплеями ЭВМ. Получается нестыковка между законодательством и реальными действиями…

Тяжесть труда определяется по результатам наблюдения за рабочей позой, наклонов корпуса. По характеру работы у педагогов этот класс должен устанавливаться не менее 3.1, а не 2 и не 1, как обычно практикуют аттестующие организации.

Рабочее место учителей гуманитарных профессий аттестовать легче, нежели рабочее место учителя химии, биологии, информатики, физики, физкультуры. Рабочие места второй группы оснащены дополнительным оборудованием, которые нужны для проведения практических, лабораторных занятий. На уроках химии, биологии, нередко, используются реактивы для проведения опытов. И в вышеназванном Постановлении также указывается о том, что доплаты при работе с ними также предусмотрены в размере 12%.

Почему-то АРМ учителя привыкли рассматривать с позиции выделения компенсаций и льгот. Но разве важны выделяющиеся средства, когда вместе с ними уходит главная наша ценность – здоровье? Аттестация – это система предупредительных мер. Но ее главная цель не просто выявление неудовлетворительных факторов, но и оздоровление условий труда.

Дополнительно Вы также можете ознакомиться с материалом: «Аттестация рабочих мест в школе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: