Анализ со стороны руководства в ISO 9001:2015
Главным изменением в проекте ISO 9001:2015 по сравнению с ISO 9001:2008 служит требование, чтобы менеджеры при систематическом проведении анализа со стороны руководства в установленные интервалы учитывали:
- – изменения во внешних и внутренних по отношению к организации аспектах
Это говорится в пункте 9.3.1 – его аналогом в ISO 9001:2008 является пункт 5.6. В остальном, требования по этой части системы менеджмента качества (СМК, – ред.) остались прежними, отчасти они перефразированы с сохранением старого смысла, а кое-что даже вошло без всяких изменений по сравнению с ISO 9001:2008. Выходы и входы для процессов анализа со стороны руководства, отраженные в других параграфах стандарта, остаются в ISO 9001:2015 практически такими же, как в ISO 9001:2008. Например, один из текущих входов в процесс анализа со стороны руководства – это оценка статуса проведенных корректирующих и предупреждающих действий. Смысл текущих входных данных раскрыт следующим образом: проанализировать любые решения и действия, связанные с улучшением эффективности системы и ее процессов, улучшением продукции или улучшением в вопросе обеспечения ресурсами. ISO 9001:2015 также требует иметь документированную информацию в качестве доказательства проведенного анализа со стороны руководства и того, что получены соответствующие результаты. Суммируя все сказанное, нужно сказать, что предпринимателям-пользователям стандарта ISO 9001 не потребуется значительно реформировать свои процессы анализа СМК со стороны руководства, потребуется что-то перефразировать, а где-то поменять порядок изложения.
Что означает появление в ISO 9001:2015 требования о необходимости учета внутренних и внешних факторов? Данное положение существенно раздвигает границы СМК. Ранее, опираясь на ISO 9001:2008 менеджеры по качеству и другие специалисты, вовлеченные в работу с системой, концентрировались на внутренних вопросах во время анализа со стороны руководства. Просто, сама СМК мыслилась как что-то внутреннее. Теперь придется учитывать любые внешние факторы, в том числе те, на которые организация не имеет влияния. Подобная перемена в первую очередь повлияет на мышление тех, кто принимает решения по СМК.
Стоит привести мнение автора интернет-сайта компании «Cavendish Scott», Дэйва Москаля, который помимо всего уже перечисленного, отметил в своей статье еще одну деталь. По его мнению, формулировки стандарта выстроены таким образом, что теперь руководители должны будут обсуждать решения, направленные на лучшее удовлетворение потребителей, тогда как руководствуясь ISO 9001:2008, можно было предпринимать действия, основываясь на единоличном решении. Автор соответствующей статьи «ISO 9001:2015 Management Review – Small Changes to an Important Process» (ISO 9001:2015 Анализ со стороны руководства – Скромные изменения в важном процессе, – ред.). Впрочем, специалисту «Единого Стандарта» не удалось разобраться из чего сделан подобный вывод. В проекте ISO 9001:2015 – DIS (Draft International Standard, – ред.) нет прямого требования о том, что действия по повышению удовлетворенности потребителей должны непременно «обсуждаться» (discuss, – ред.). Сказано лишь, что удовлетворенность потребителей необходимо учитывать при планировании и осуществлении процесса анализа со стороны руководства. С другой стороны, работа ТК №176 не так открыта, как хотелось бы, а DIS – это не окончательный проект. FDIS (Final Draft International Standard – Окончательный проект международного стандарта, – ред.) будет доступен в марте 2015 года.
Добавить комментарий