Анализ со стороны руководства в ISO 9001:2015

Главным изменением в проекте ISO 9001:2015 по сравнению с ISO 9001:2008 служит требование, чтобы менеджеры при систематическом проведении анализа со стороны руководства в установленные интервалы учитывали:

  • — изменения во внешних и внутренних по отношению к организации аспектах

Это говорится в пункте 9.3.1 – его аналогом в ISO 9001:2008 является пункт 5.6. В остальном, требования по этой части системы менеджмента качества (СМК, — ред.) остались прежними, отчасти они перефразированы с сохранением старого смысла, а кое-что даже вошло без всяких изменений по сравнению с ISO 9001:2008. Выходы и входы для процессов анализа со стороны руководства, отраженные в других параграфах стандарта, остаются в ISO 9001:2015 практически такими же, как в ISO 9001:2008. Например, один из текущих входов в процесс анализа со стороны руководства – это оценка статуса проведенных корректирующих и предупреждающих действий. Смысл текущих входных данных раскрыт следующим образом: проанализировать любые решения и действия, связанные с улучшением эффективности системы и ее процессов, улучшением продукции или улучшением в вопросе обеспечения ресурсами. ISO 9001:2015 также требует иметь документированную информацию в качестве доказательства проведенного анализа со стороны руководства и того, что получены соответствующие результаты. Суммируя все сказанное, нужно сказать, что предпринимателям-пользователям стандарта ISO 9001 не потребуется значительно реформировать свои процессы анализа СМК со стороны руководства, потребуется что-то перефразировать, а где-то поменять порядок изложения.

Что означает появление в ISO 9001:2015 требования о необходимости учета внутренних и внешних факторов? Данное положение существенно раздвигает границы СМК. Ранее, опираясь на ISO 9001:2008 менеджеры по качеству и другие специалисты, вовлеченные в работу с системой, концентрировались на внутренних вопросах во время анализа со стороны руководства. Просто, сама СМК мыслилась как что-то внутреннее. Теперь придется учитывать любые внешние факторы, в том числе те, на которые организация не имеет влияния. Подобная перемена в первую очередь повлияет на мышление тех, кто принимает решения по СМК.

Стоит привести мнение автора интернет-сайта компании «Cavendish Scott», Дэйва Москаля, который помимо всего уже перечисленного, отметил в своей статье еще одну деталь. По его мнению, формулировки стандарта выстроены таким образом, что теперь руководители должны будут обсуждать решения, направленные на лучшее удовлетворение потребителей, тогда как руководствуясь ISO 9001:2008, можно было предпринимать действия, основываясь на единоличном решении. Автор соответствующей статьи «ISO 9001:2015 Management Review – Small Changes to an Important Process» (ISO 9001:2015 Анализ со стороны руководства – Скромные изменения в важном процессе, – ред.). Впрочем, специалисту «Единого Стандарта» не удалось разобраться из чего сделан подобный вывод. В проекте ISO 9001:2015 – DIS (Draft International Standard, — ред.) нет прямого требования о том, что действия по повышению удовлетворенности потребителей должны непременно «обсуждаться» (discuss, — ред.). Сказано лишь, что удовлетворенность потребителей необходимо учитывать при планировании и осуществлении процесса анализа со стороны руководства. С другой стороны, работа ТК №176 не так открыта, как хотелось бы, а DIS – это не окончательный проект. FDIS (Final Draft International Standard – Окончательный проект международного стандарта, — ред.) будет доступен в марте 2015 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: