Анализ методик определения ущерба в случае аварийного разлива нефти или нефтепродуктов

Практически вся территория Российской Федерации окутана сетью нефтяных промысловых и магистральных трубопроводных систем. Общая их протяженность составляет приблизительно 620,0 тыс. км.

Нефтепроводы магистрального типа, транспортирующие топливо на дальние расстояния, имеют достаточно большой срок эксплуатации. 73% из общего их объема (а их длина в нашей стране зафиксирована в пределах 217,0 тыс. км) имеют срок службы 20 лет, а более 40,6% трубопроводов эксплуатируются свыше 33 лет. Этот срок для эксплуатации нефтепроводов является сверхнормативным.

Подобная ситуация в отрасли неудивительна, так как больше трети подобных транспортных систем построено около 30 лет назад. Именно с этим и связан ежегодный рост аварий и технических инцидентов, который по оценкам специалистов составляет 5-9%. Трубопроводы магистрального типа обладают достаточно высокой инерцией углеводородного продукта. Это связано с тем, что нефть транспортируется на огромные расстояния и насосные установки соответственно также очень далеко располагаются друг от друга. Любая неисправность трубы в линейной части магистрального нефтепровода провоцирует большие протечки, в результате чего продукт в большом количестве может вытекать наружу. Конечно, разрушительные последствия подобных аварий не так критичны, как в газопроводах, но зато они более опасны для экологии региона и окружающей среды. Растекаясь по поверхности земли нефть или нефтепродукты наносят колоссальный иногда непоправимый ущерб не только почвенному слою, но и воде, которая имеет свойство подземного передвижения и как правило в этом случае она попадает в ближайшие водоемы (реки, озера, моря).

Но, как оценить ущерб подобных аварий и инцидентов на нефтяных трубопроводах? Как измерить их негативные последствия?

Единой методологии оценки отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с происшествиями на нефтепроводах, не существует. Есть несколько вариантов, которые используются специалистами исходя из целесообразности. Они призваны, в первую очередь, оценить возможные риски для экологии региона, а также зафиксировать уровень последствий этих явлений. Эти методики разработаны в разные периоды и имеют разные подходы.

Так, например, нормативные документы 1997 и 1999 года определяют расчет величины ущерба от загрязнения земельных угодий в связи с разливом нефти или нефтепродуктов на основе нормативной их стоимости, площади поврежденной части грунта, его глубины и степени поражения. Кроме того, в них используются значения таких показателей, как коэффициенты экологической значимости и ситуации, сложившейся в зоне аварии.

Тем не менее, вторая методика эффективней, чем первая. Она позволяет зафиксировать более точный ущерб экологии от разлива нефти и ее производных. В ней совокупная сумма убытков, нанесенных природе формируется из затрат на:

  • Полное проведение ремонтно-восстановительных работ производственных объектов и сооружений, расположенных на загрязненной площади.
  • Восстановление пораженных сельскохозяйственных земельных угодий
  • Компенсацию лесных потерь и зеленых насаждений.

Расчёт затрат на восстановление объектов, попавших в зону поражения после аварии на нефтепроводном объекте, осуществляется на основании сметы.

Методологический подход к оценке экологического ущерба, разработанный в 2003 году, по сути, учитывает все те же моменты, что и в предыдущих технологиях. Но есть одно принципиальное отличие. В новом проекте затраты на компенсацию потерь зеленых насаждений рассчитываются исходя из более конкретной информации – в этой методики оценивается определённый вид зеленых насаждений, а в предыдущие эти отличия не существует (в ней фиксируется только общий объем их загрязнений).

Сравнивая все перечисленные выше методики также можно сделать вывод, что только в последних двух (1999 и 2003 года) оцениваются конкретны расходы на восстановление сельскохозяйственных угодий, которые рассчитываются следующим образом: суммируются затраты на компенсацию от потери прибылей, вызванной невозможностью использовать различные многолетние насаждения, а также стоимость потерянного урожая, не собранного вовремя (в случае если на объекте проведены конкретные подготовительные работы).

Что касается лесного ущерба, то он складывается из затрат, связанных с потерей древесного материала, посадочных пород, саженцев, а также компенсаций на их выращивание. Расчет осуществляется на основании площади поражения разливом нефти.

Есть еще одно отличие методологического подхода 2003 года от 1999 года, которое связано с оценкой экологического ущерба, вызванного авариями и чрезвычайными происшествиями на магистральном нефтепроводе. Оно заключается в следующем – в более позднем варианте учитывается, кроме прочих затрат, также компенсация потери за мор и гибель животных (наземных). Чтобы она была корректной – необходимо знать точную стоимость каждого вида погибших животных и их количество.

Но методики 1999 и 2003 года имеют существенные недостатки. К ним относятся:

  • Оба методологических подхода не включают в себя компенсационные затраты, связанные со снятием качественного плодородного слоя, как с сельхозугодий, так и лесных насаждений.
  • Технология расчета 1999 года крайне неопределенна в трактовке позиции, касающейся прояснения вопроса компенсации затрат ущерба при авариях и технических инцидентов, происшедших на территории населенных пунктов и городов.

Интересно, что более ранняя методика 1997 годя является более прогрессивной (по сравнению с методологиями 1999 и 2003 года) в части определения ущерба, который нанесен природной среде. Речь идет о деградации земельных угодий, вызванных ликвидационными работами после аварий и технических инцидентов, происшедших на линейных частях нефтяных магистральных трубопроводов.

Специалисты отмечают, что существенным недостатком трех методологических подходов (1997, 1999 и 2003 года), является их дороговизна и трудоемкость при реализации самой оценочной процедуры. Для ее проведения необходимо привлечение специалистов и экспертов, что затрудняет процесс между конфликтующими сторонами, каковыми является собственники нефтепровода и владельцы земли, по которой он проходит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: