Актуальные вопросы по установке регистраторов параметров и оценке соответствия подъемных кранов
Свое мнение к оценке соответствия ресурса подъемных сооружений в рамках действия нового Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) высказали кандидат технических наук, доцент МАРХИ – Емельянова Г.А., доктор технических наук МГТУ им. Н.Э. Баумана – Липатов А.С. и технический директор ЗАО «РАТТЕ» – Плотников Г.В.
С 2013 года, если быть точнее – с 15 февраля, в странах-участницах Таможенного союза вступили в силу новые стандарты, определяющие требования к подъемным сооружениям (ПС, — ред.), производимых на территории РФ.
Нужно отметить, что оборот продукции, изготовленной в соответствии с ранее принятыми требованиями и имеющей подтверждающие сертификаты, выданные еще до новых технических регламентов, разрешается до 15.03.2015 г. С началом действия ТР ТС 010/2011 подтверждение продукции на соответствие ранее действующим нормативам национального законодательства запрещается. Оценка соответствия выполняется либо в виде декларирования, либо оформления сертификата согласно новому регламенту, утвержденному коллегией ЕЭК от 25.12.2012 за номером 293. Помимо установления «сроков, порядка и форм» акцент в работе делается на утверждение единых требований и разработку методик на соответствие контрольным параметрам безопасности.
Что касается подъемных сооружений, то продление срока эксплуатации технических устройств согласно Постановлению Правительства № 241 от 28.03.2001 осуществляется порядке, установленном Федеральной службой экологического, технологического и атомного надзора. В связи с данным положением организации стали разрабатывать свои методы оценки остаточного ресурса ПС. Каждая из предложенных методик помимо достоинств обладала рядом недостатков, что не давало возможности рекомендовать ее для всеобщего практического применения.
Между тем, в стране начали изготовлять регистраторы параметров, показания которых должны были послужить источником информации о фактической наработке подъемного крана. Но каким образом ее нужно фиксировать и как использовать для оценки остаточного ресурса ПС до сих пор остается не ясно.
Обычно для оценки используется подсчет характеристического числа – произведения количества рабочих циклов и коэффициента распределения масс поднятых грузов. Зафиксировав показания за определенный промежуток времени, число сравнивают «нормативной величиной», соответствующей значениям той группы подъемных сооружений, какая указана в паспорте крана.
Несмотря на широкое применение, данный подход не может считаться корректным. Во-первых, не разработан документ, устанавливающий основные требования к номенклатуре подъемных сооружений, которые необходимо оснащать регистраторами параметров. Во-вторых, нет единого стандарта, в котором было бы указано, какие параметры нужно считывать в процессе работы крана, и как часто, когда производить обновление и корректировку. И, третьих, нет ясности при учете предыдущей наработки крана и выполненных на нем ремонтных работ.
Ответов на последний вопрос не дают ни производители, ни существующие стандарты. С одной стороны, в действующей форме паспорта обозначен нормативный срок службы подъемного устройства, и есть указание на заложенный ресурс, предусмотренный до первого капитального ремонта. Однако на практике никто не закладывает его в алгоритм контроля регистрации параметров. С другой – за несвоевременно установленный регистратор собственник платит искусственной наработкой. Согласно международному стандарту FEM 9.755 рассчитывается она умножением соответствующей паспорту наработке с момента его эксплуатации на некий коэффициент 1,2. Получается, что собственнику придется делать выбор: либо сэкономить на регистраторе и получить уменьшенный на 20 % срок службы крана до планового ремонта, либо сократить срок службы, назначенный производителем.
Вместе с тем, не понятна ситуация с регистраций отдельных параметров, например, ветровой нагрузки во время простоев ПС. При подсчете «характеристического числа» этот показатель не учитывается, поскольку пока обесточен кран, не работают и регистраторы. Тогда как, на открытом пространстве нагрузка под действием ветра сопоставима с нагружением поднимаемого или транспортируемого груза.
Неоднозначная картина складывается и при регистрации параметров на исчерпание ресурса. Оказывается, списать и утилизировать подъемное устройство не так просто. Для принятия объективного решения приглашается эксперт, который в соответствии все с тем же международным стандартом фиксирует наработку ПС до выполнения очередного капремонта, и если она достигла нужной величины – кран оправляют на ремонт. После стандартного набора работ и замены деталей показания регистратора обнуляют, и начинается новый отсчет. Количество последующих ремонтов при этом не регламентировано, на утилизацию кран отправляется не по истечении какого-то конкретного срока, а когда ремонтировать его уже экономически нецелесообразно.
Актуальным вопросом, связанным с применением регистратора параметров, является – обеспечение его работоспособного состояния. В случае, когда регистратор по тем или иным причинам не работает, или грузоподъемность превышает паспортную норму, виноватой, как всегда, окажется служба эксплуатации собственника крана. В защиту будет уместно вспомнить , согласно которому установка регистратора не является обязательным требованием.
Существует и ряд других вопросов по оценке соответствия, на которую сертификационные органы ориентируют отечественную краностроительную промышленность и службы эксплуатации в свете действия нового регламента. В частности, это касается двух перечней стандартов для всех видов продукции. В ходе изучения данных документов выявлено много несоответствий.
Таким образом, до сих пор существует необходимость создания документов, в основе которых будут положены утвержденные и принятые инженерные методики эксплуатации ПС, что потребует временных и материальных затрат.
Добавить комментарий