10 вещей, которые вы должны знать об ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 – шаг второй

Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, – ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.

В моем первом блоге, я сделал обзор причин, по которым ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 обновляются, обозначил некоторые ключевые изменения в обновлениях, а также основные моменты и даты. Этот второй блог из серии сосредоточен на High Level Structure (HLS, — ред.), которая сейчас используется во всех новых и обновленных стандартах на системы менеджмента. Принцип HLS является логичной и разумной идеей для приведения в соответствие базовой структуры и содержимого всех стандартов системы менеджмента, определяется Директивами ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, — ред.) в Приложении SL (На тот случай если ссылка появится в других блогах и документации).

Шаг 2: Структура верхнего уровня (HLS)

Структура Высокого Уровня имеет несколько основных особенностей:

  1. Включает 10 главных разделов, которые должен содержать любой стандарт системы менеджмента ISO.
  2. Включает определенное количество обязательных подпунктов к 10 главным обязательным разделам.
  3. К каждому обязательному разделу дано описание информации, которую он должен содержать – не только название параграфа.

Итак, … каждый стандарт системы менеджмента состоит из одинаковых заголовков разделов, одинаковых заголовков подпунктов и схожего текста, общего для всех стандартов.

Но… каждый стандарт системы менеджмента может содержать дополнительное оригинальное содержание, которое обуславливает его специфику.

Чтобы не быть голословными…

Обязательные пункты HLS следующие:

  1. Область применения.
  2. Нормативные ссылки.
  3. Термины и определения.
  4. Среда организации.
  5. Лидерство.
  6. Планирование.
  7. Поддержка.
  8. Функционирование.
  9. Оценивание результатов функционирования.
  10. Улучшение.

Еще раз подчеркнем, эти основные параграфы будут неизменны от стандарта к стандарту – они были согласованы в ISO в качестве структуры верхнего уровня для всех стандартов менеджмента – они уже используются в самых последних стандартах таких, как ISO 55001:2014 «Менеджмент активов. Системы менеджмента. Требования» и ISO 27001:2013 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования». В качестве примера давайте рассмотрим Пункт 4 «Среда организации». Текущие проекты ISO 9001 и ISO 14001 оба содержат обязательные подпункты разделов:

4.1 Понятие организации и ее окружения.

4.2 Понятие потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

4.3 Определение области применения системы менеджмента.

4.4 Система менеджмента.

Комитеты ISO могли бы согласовать добавление других подпунктов в каждый из их стандартов если бы они сочли это целесообразным, но для параграфа №4 они решили остановиться на обязательных подпунктах и дать просто дополнительный текст внутри обязательных подпунктов, чтобы сфокусироваться на приоритетных для качества или экологии, соответственно.

В пункте 8 «Функционирование», единственный обязательный подпункт следующий:

8.1 Планирование функционирования и контроль.

Но здесь мы видим некоторые значительные расхождения между комитетом, занимающимся ISO 9001 и комитетом, отвечающим за ISO 14001 в дополнительных подпунктах, а именно:

Для ISO 9001:

8.2 Определение требований рынка и взаимоотношений с клиентами.

8.3 Процесс планирования операций.

8.4 Контроль за внешним предоставлением товаров и услуг.

8.5 Разработка продукции и услуг.

8.6 Производство продукции и услуг.

8.7 Продажа товаров и услуг.

8.8 Несоответствующие товары и услуги.

Для ISO 14001:

8.2 Контроль цепи издержек.

8.3 Аварийная готовность и реагирование.

Довольно много различий если все еще удерживаться в рамках концепции дополнительного содержимого! Но, с другой стороны, вовсе не так много по сравнению с Параграфом №7 в ISO 9001:2008 и пунктами 4.4.6 и 4.4.7 в ISO 14001:2004.

Итак, надеюсь вы увидели, как ISO подходит к идее имплементации единого подхода к общей структуре и большей части содержимого стандартов систем менеджмента. Причем, это нисколько не мешает отдельному стандарту на системы менеджмента полностью учитывать и раскрывать свою предметную область.

Это рассказ об аспектах, связанных с HLS. В следующем блоге я расскажу о самих изменениях, сделанных в стандартах и их структуре. Что еще более интересно и логично, так это то, что самые важные изменения являются ОДИНАКОВЫМИ для ISO 9001 и ISO 14001 – или любой системы менеджмента. Почему это логично? Потому что фундаментальные принципы любой системы менеджмента базируются на совокупности единых основных принципов.

Перевод: внештатный сотрудник «Единый Стандарт» Богдан Калошин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: