10 вещей, которые вы должны знать об ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 – шаг пятый

Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, – ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.

Беглое напоминание 10 обязательных параграфов стандартов на системы менеджмента в соответствии с единым шаблоном ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.):

  1. Область применения.
  2. Нормативные ссылки.
  3. Термины и определения.
  4. Среда организации.
  5. Лидерство.
  6. Планирование.
  7. Поддержка.
  8. Рабочий процесс.
  9. Оценка деятельности.
  10. Улучшение.

Шаг 5. Лидерство

Данный параграф – Параграф №5 включает значительную часть содержания уже знакомых нам, действующих редакций ISO 9001 и ISO 14001. Есть и небольшие нововведения в концепции роли высшего руководства. В подпункте 5.1 «Лидерство и приверженность» (Leadership and Commitment, – ред.) оба стандарта послушно следуют тексту HLS (High Level Structure, – ред.). В этом месте перечисляется группа ключевых действий, которые высший менеджмент должен выполнить, чтобы «демонстрировать лидерство и приверженность в том, что касается системы менеджмента». Здесь кроется одна из новаций, привнесенных общей структурой стандартов на системы менеджмента HLS. Топ-менеджмент должен показать лидерство в системе, а не только демонстрировать приверженность. Таким манером новые редакции стандартов пытаются добиться все того же – вывести контроль над системой менеджмента к самому высшему кругу руководителей. Имеется в виду и другая цель – сделать системы менеджмента ключевыми элементами общей системы управления организацией, а процессы систем менеджмента – ключевыми бизнес-процессами и мерами. Это вовсе не означает, что менеджмент должен «извергнуть» политику в области качества или рассказать о целях и задачах системы. Дело в другом: руководители должны обеспечить, чтобы заинтересованные стороны были привлечены к дискуссии по ключевым вопросам развития бизнеса – эта идея является одним из стержневых элементов концепции системы менеджмента.

Если говорить о подпункте 5.2 «Качество и экологическая политика» (Quality and Environmental Policy, – ред.), то мы вновь имеем дело с привычным контентом из действующих ISO 9001 и ISO 14001 и общими требованиями о доступности информации внутри и вовне организации. Также не является сюрпризом, что эта информация должна быть документирована и доведена в организации до широкого круга заинтересованных лиц внутри компании. Когда мы добираемся до последнего подпункта 5.3 «Распределение ролей в организации, ответственность и полномочия» (Organizational Roles, Responsibilities and Authorities, – ред.) то сквозь новую обертку опять мы узнаем все то же привычное содержание. Однако, как и в случае с подпунктом 5.1, высший менеджмент более прямо и открыто назван ответственным за то, что элементы системы, о которых говорит подпункт надлежащим образом внедрены. Информация о них нужным образом распространена в компании, а сами эти аспекты достаточно полно поняты и осознанны.

Необходимо отметить, что в стандарте больше не присутствует такая роль, как Представитель высшего руководства. Вопрос о возможности устранения требования о наличии представителя высшего руководства был дискуссионным во время последних нескольких семинаров. Звучали вопросы: а что будет со всеми теми людьми, которых понанимали в состав топ-менеджмента именно на должность Представителя высшего руководства по системе менеджмента! На самом деле, новые версии стандартов все еще содержат весь ключевой функционал и ответственность, которая в действующих редакциях падает на плечи представителя высшего руководства. Удаление упоминаний об этом представителе означает не отказ от самой концепции, а наоборот, делается попытка более органично интегрировать его функции в управленческую структуру организации, в высшее руководство как таковое. Или, говоря более практическим языком, высшее руководство стремятся уберечь от идеи свалить все на одного человека и дистанцироваться от системы, как это, увы, часто бывает.

Говоря в общем, когда мы читаем обновленный Параграф №5, то видим много знакомого содержания. Главное отличие – еще больший акцент на лидерстве и приверженности и в тексте еще более ярко выражено ожидание, что высший менеджмент более активно будет участвовать в работе систем менеджмента.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: