10 вещей, которые вы должны знать об ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 – шаг девятый

Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, — ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.

Беглое напоминание 10 обязательных параграфов стандартов на системы менеджмента в соответствии с единым шаблоном ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, — ред.):

  1. Область применения.
  2. Нормативные ссылки.
  3. Термины и определения.
  4. Среда организации.
  5. Лидерство.
  6. Планирование.
  7. Поддержка.
  8. Рабочий процесс.
  9. Оценка деятельности.
  10. Улучшение.

Данная статья серии будет посвящена Разделу №9 и №10. Я решил прокомментировать сразу два раздела в одном посте по ряду причин. Во-первых, оба во многих аспектах очень напоминают действующие ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004. Ну и, нужно сказать, что детали, важные для оценки деятельности, внутренних аудитов в готовящихся новых редакциях ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 присутствуют и в 9 и в 10 разделе, а не сосредоточены где-то в одном месте. В этом смысле разделять их при рассмотрении было бы неправильно.

Параграф №9 перекрывает три важнейших элемента системы менеджмента:

9.1 Мониторинг, измерения, контроль и анализ.

9.2 Внутренний аудит.

9.3 Анализ со стороны руководства.

Интересно, что в пункте 9.1 содержание различается в ISO DIS 9001:2015 и в ISO DIS 14001:2015. Новая «Девятка» (так иногда называют ISO 9001, — ред.) в пункте 9.1 развивает хорошо знакомую тему удовлетворенности потребителей, анализа и оценки, в то время как ISO DIS 14001:2015 в 9.1 держится проблематики оценки соответствия требованиям. В обоих случаях мы имеем дело с требованиями, которые очень похожи на то, что уже присутствует в действующих редакциях, однако новые документы отличает еще более глобальный подход, еще более расширенный контекст, да еще больший акцент на свидетельствах оценки ключевых данных о выполняемой деятельности. Подпункты 9.2 «Внутренний аудит» и 9.3 «Анализ со стороны руководства» по большей части не изменились, но добавилось рассмотрение новых, ранее не проговаривавшихся аспектов проблематик, которым они посвящены, а также язык изложения подогнали к новому языку стандартов, который связан с оценкой рисков и возможностей; с такой темой как среда организации.

Раздел №10 «Улучшение», по сути, посвящен двум главным темам:

  • Несоответствия и корректирующие действия (подпункт 10.2 в ISO DIS 9001:2015 и подпункт 10.1 в ISO DIS 14001:2015, — прим. авт.).
  • Постоянное улучшение (подпункт 10.3 в ISO DIS 9001:2015 и подпункт 10.2 в ISO DIS 14001:2015, — прим. авт.).

Почему возникла разница в нумерации подпунктов двух будущих стандартов? Дело в том, что в ISO DIS 9001:2015 есть специфический подпункт 10.1, который описывает, чем является улучшение именно для системы менеджмента качества по ISO 9001. Требуется анализировать процессы, продукцию и услуги, так же, как и результаты функционирования системы менеджмента качества. Здесь есть небольшое полезное напоминание, что конкретные механизмы улучшений могут быть различными: один метод предполагает поток непрерывных и относительно незначительных улучшений, второй – стратегический, внедрение заранее спланированных масштабных изменений, есть также метод, основанный на целенаправленной подготовке прорывных инноваций и внедрении радикальных изменений (Подробнее об этом смотрите здесь, — ред.).

В подпунктах, где речь идет о несоответствиях и корректирующих действиях большая часть содержания, по большому счету, ничем не отличается от того, что уже есть в действующих редакциях ISO 14001 и ISO 9001. С другой стороны, как многие уже знают, термин «предупреждающие действия» полностью исчез из обоих стандартов. Почему? А потому, что HLS (High level Structure – единая структура для всех MSS-стандартов ISO, MSS – Management System Standards, — ред.) основана на риск-менеджменте, подразумевающем идентификацию рисков и управление ими с постоянной целью их полного устранения. Следовательно, просто нет необходимости в таком термине как «предупреждающие действия», если мы придерживаемся принципов и предупреждающих действий в рамках риск-менеджмента.

Содержание подпункта, который освещает постоянное улучшение тоже очень близко к нынешним версиям стандартов (хотя в ISO 14001:2004 у постоянного улучшения нет собственного подпункта, — ред.), эффективные и заново сформулированные, связанные с документированными процессами и улучшениями рассеяны повсюду в проектах стандартов.

В целом, как уже было сказано, Параграфы №9 и №10 близки к действующим редакциям. Но не надо забывать об огромных преимуществах HLS. Она создала общую, единую и логичную структуру, что улучшит функционирование процессов систем менеджмента, связанных с оценкой и улучшением. Существуют некоторые нюансы в содержании и терминологии и требования становятся еще более «глобальными», но это не будет иметь больших практических последствий и разница между стандартами может быть преодолена пользователями ISO 9001 и ISO 14001 относительно просто. В 10 статье серии я предложу читателю некоторые общие рассуждения о готовящихся редакциях и попробую дать правильный импульс к преодолению сложностей на пути к соответствию ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: