Шесть проектов дорожных стандартов выставлены на публичное обсуждение

Шесть ПНСТ (предварительных национальных стандартов, – ред.), посвященных различным аспектам строительства автодорог, находятся сейчас (25.02.2013, – ред.) в процессе обсуждения заинтересованными сторонами. Напомним, что, согласно процедуре принятия национального стандарта, подготовленные экспертными коллективами или организациями проекты национальных стандартов, должны быть опубликованы в специализированных изданиях Росстандарта (Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, – ред.). Определенный период времени должен быть отведен на обсуждение проекта всеми заинтересованными в нем лицами, после чего разработчики дорабатывают стандарт с учетом внесенных замечаний и предложений. Нынешние нормативные документы, как и ряд других, были заказаны Росавтодором (Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, – ред.) в АНО (автономная некоммерческая организация, – ред.) Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса. 18 февраля стало известно, что, в отношении трех других ПНСТ на автомобильные дороги, обнародованных ранее, публичное обсуждение было завершено. Теперь эти проекты будут направлены в национальный технический комитет (ТК, – ред.) №418 «Дорожное хозяйство», где будут согласовывать окончательные тексты с учетом замечаний заинтересованных лиц, затем на заседании ТК может быть принято решение об их окончательном утверждении.

Главное новшество рассматриваемых проектов стандартов, – говорят эксперты, – в том, что каждый предстандарт описывает новые параметры применения, методы контроля, упаковку, маркировку того или иного дорожного покрытия – начиная с асфальтовых смесей, асфальтобетона, модифицированного асфальтобетона и заканчивая нефтяным битумом. О необходимости введения новых стандартов в области автодорожных покрытий речь идет давно. В частности, заместитель руководителя Росавтодора Быстров Н.В., в марте 2012 года, от лица своего ведомства, сказал на пресс-конференции, что действующие стандарты в области дорожных покрытий устарели и не учитывают новых технологий и материалов…

Цитата: ‘Нужны новые стандарты, поскольку ситуация дошла до абсурда. Строительные организации для того, чтобы использовать современные материалы, которые априори лучше, вынуждены получать на них отдельное разрешение. А все эти бесконечные согласования, утверждения занимают много времени. В итоге работа простаивает, темпы прокладки новых дорог падают’

Слова Быстрова Н.В. подтверждаются статистикой: в 2011 году прокуратура выявила 77,6 тысяч нарушений закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Многие из этих нарушений связаны с тем, что строительные организации, не дожидаясь официального разрешения, используют современные материалы, которые не были регламентированы стандартами, а, следовательно, не могут применяться без соответствующей документации. Например, ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные, дорожные, вязкие», введенный в практику еще в 1991 году, содержит устаревшие требования к битуму, в то время как в странах Евросоюза нормативная база не только более современна, но и более функциональна. Там требования к битумам, представленные в стандарте EN 12591 «Битумы дорожные. Технические требования и методы испытания» (Specifications for Paving Grade Bitumens, – ред.) делятся на основные и дополнительные. Основные требования являются общими для всех стран Евросоюза. Но, поскольку климатические условия Европы различны – дорожные покрытия южных стран отличаются от северных – для учета этого фактора введены дополнительные требования. Таким образом, каждая страна может выбрать из дополнительных требований любые параметры и расширить ими перечень основных. Причем, на территории данной страны такой общий перечень и будет определять требования к битумам (разве что существует ограничение: нельзя изменять уровень требований EN 12591 и нельзя вводить методы испытаний, не соответствующие этому нормативному документу, – ред.).

Российские проекты стандартов, представленные для рассмотрения в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, не разделяются на основные требования и дополнительные, однако в них учитывается целый ряд других показателей, принятых в стандартизации европейских стран. Так, например, ГОСТ 2245-90 не содержал следующие показатели: растворимость (этот показатель ограничивает содержание в битуме твердых тонкодисперсных частиц, – ред.) и устойчивость к старению при обновлении поверхности контакта, вяжущего с воздушной средой. Но, поскольку есть они в EN 12591, то Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса включил эти показатели и в свой предстандарт. Отметим, что разработанные в России предстандарты содержат не только требования к изменению температуры размягчения после прогрева, но и целый ряд других показателей, например, характеризующих устойчивость к старению (к ним относятся остаточная глубина проникания после прогрева и величина температуры размягчения после прогрева, – ред.). Кроме того, в дополнительные требования включены еще три варианта показателей устойчивости к старению, каждый из которых содержит максимальное значение изменения температуры размягчения после прогрева: содержание парафина, динамическая вязкость при 60 °С и кинематическая вязкость при 135 °С.

Развитию стандартов в области дорожного строительства способствует не только нехватка нормативов на национальном уровне, но и работа, которая сейчас проводится в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Летом 2012 году увидело свет Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №81 «О Программе по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции». Это решение содержит таблицу с указанием того, какие документы должны быть введены в действие в будущем, для того, чтобы можно было подтверждать соответствие техрегламенту ТС. В таблице 111 наименований, в числе которых такие предполагаемые стандарты, как ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования» и ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Термины и определения».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: