Сертификация не может регулироваться через СРО

«Саморегулирование в тех сферах экономики, которые связаны с оценкой или подтверждением соответствия – нецелесообразно», — заявила руководитель Минэкономразвития РФ (МЭР – ред.) Набиуллина Э.С. Выступая на втором по счету форуме «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», 10 февраля, министр заметила, что передача таких функции СРО противоречила бы международному опыту.

«Для того, чтобы за рубежом признавались наши сертификаты, необходимо соответствие международным стандартам, согласно которым в национальном органе должен применяться институт аккредитации. То есть, согласно мировой практике, саморегулирование в этой сфере не предусматривается», — пояснила Набиуллина.

Разговор о сертификации в контексте саморегулирования зашел в связи со спорами об изменении законодательства по СРО. По словам Набиуллиной, инициатива о придании этому типу организаций «сертификаторских» полномочий существует и обсуждается сейчас в МЭР.

В своем выступлении на форуме СРО Набиуллина затронула и другие проблемы сертификации. По ее мнению, необходимо ужесточить ответственность работников этой сферы, за нарушения, которые они допускают в своей работе, а также за искусственное создание ими административных барьеров на пути бизнеса.

Что касается вопроса сертификации в СРО, то, в настоящий момент, она является обязательным требованием при вступлении в некоторые саморегулируемые организации. Однако число таких СРО невелико. В большинстве других «цеховых объединений» пройти ее предлагают на добровольной основе. Сертификация служит просто очередным свидетельством качества предоставляемых услуг или товаров.

С 2011 года оформление сертификата ISO (вид сертификата качества, который показывает, что товар соответствует ряду международных стандартов, — ред.) является обязательным при оформлении допусков СРО к особо опасным, технически сложным или уникальным работам. К другим видам работ, которые в классификации саморегулирования получили название «обычных» это правило не применяется.

В последнее время сертификация укореняется во многих отраслях экономики. В частности, обязательную сертификацию на многие виды работ ввели большинство строительных СРО. Отметим, что это общемировая практика, однако, за рубежом, как и в России, обязательная сертификация существует далеко не во всех организациях.

Отметим, что соответствие российских правил международным стандартам особенно важно теперь, когда МЭР предпринимает усилия по вступлению России в организацию «Европейское сотрудничество по аккредитации» (ЕА – ред.). Эксперты считают, что основная выгода, которую Москва извлечет из участия в этой структуре будет заключаться в том, что российские сертификаты соответствия на европейских рынках будут приниматься автоматически, без дополнительных проверок. Напомним, ранее, Набиуллина заявляла, что из-за вступления России в ВТО, а также планами России по интеграции в ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран, — ред.) к вопросам сертификации нужно подходить очень осторожно. По ее мнению, система аккредитации должна выстраиваться аккуратно и четко, в противном случае «возникнет недобросовестная конкуренция, контрафакт, и добросовестные субъекты экономической деятельности от этого только потеряют».

Глава МЭР заметила, что эта работа имеет огромное значение и для Таможенного союза, в рамках которого как раз сейчас разрабатывается законодательство по сертификации и техрегулированию.

В свою очередь, замглавы МЭР Фомичев О.В. недавно рассказал журналистам, что заявка на участие в ЕА уже подана. «В 2012 году уже не успеем, к концу 2013 года — можно попытаться», — сказал он, комментируя вопрос: когда Россия сможет стать членом ЕА. Замминистра подчеркнул, что для подтверждения российских сертификатов, к примеру, в США и азиатских странах, есть другие международные аккредитационные органы, а они, как правило, признают европейскую сертификацию.

Вопросы сертификации приобретают особую остроту для российского рынка еще и в связи с «болезненной» подготовкой федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации». После Нового года в МЭР рассчитывали уже к концу февраля передать его на обсуждение в Госдуму, однако, во время дебатов с заинтересованными лицами и экспертами — в оценке этого законопроекта возникли серьезные разногласия. 30 специалистов встречались по этому вопросу 11 февраля. Экспертам не только не удалось прийти к единому мнению: итогом дискуссий стало то, что в РСПП, где и совещались специалисты, подготовили свою версию нового закона, отличную от версии Минэкономразвития.

Сайт СОВАК (Совета по аккредитации РСПП – ред.) опубликовал обращение к участникам прений, в котором говорится, что следующее заседание комиссии по выработке законопроекта состоится 11 марта.

Сегодня основным законом в области сертификации продуктов и услуг является «Федеральный закон о техническом регулировании» от 27.12.2002. В этом документе прописаны правила, как обязательной, так и добровольной сертификации; ответственность, права участников. В законе устанавливается процедура проверки соответствия продукта или услуги тому или иному техрегламенту.

Согласно «Федеральному закону о техническом регулировании», центральными органами, разрешающими другим организациям заниматься сертификацией участников рынка, являются Росстандарт и Роспотребнадзор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: