Сертификация не может регулироваться через СРО
«Саморегулирование в тех сферах экономики, которые связаны с оценкой или подтверждением соответствия – нецелесообразно», – заявила руководитель Минэкономразвития РФ (МЭР – ред.) Набиуллина Э.С. Выступая на втором по счету форуме «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», 10 февраля, министр заметила, что передача таких функции СРО противоречила бы международному опыту.
«Для того, чтобы за рубежом признавались наши сертификаты, необходимо соответствие международным стандартам, согласно которым в национальном органе должен применяться институт аккредитации. То есть, согласно мировой практике, саморегулирование в этой сфере не предусматривается», – пояснила Набиуллина.
Разговор о сертификации в контексте саморегулирования зашел в связи со спорами об изменении законодательства по СРО. По словам Набиуллиной, инициатива о придании этому типу организаций «сертификаторских» полномочий существует и обсуждается сейчас в МЭР.
В своем выступлении на форуме СРО Набиуллина затронула и другие проблемы сертификации. По ее мнению, необходимо ужесточить ответственность работников этой сферы, за нарушения, которые они допускают в своей работе, а также за искусственное создание ими административных барьеров на пути бизнеса.
Что касается вопроса сертификации в СРО, то, в настоящий момент, она является обязательным требованием при вступлении в некоторые саморегулируемые организации. Однако число таких СРО невелико. В большинстве других «цеховых объединений» пройти ее предлагают на добровольной основе. Сертификация служит просто очередным свидетельством качества предоставляемых услуг или товаров.
С 2011 года оформление сертификата ISO (вид сертификата качества, который показывает, что товар соответствует ряду международных стандартов, – ред.) является обязательным при оформлении допусков СРО к особо опасным, технически сложным или уникальным работам. К другим видам работ, которые в классификации саморегулирования получили название «обычных» это правило не применяется.
В последнее время сертификация укореняется во многих отраслях экономики. В частности, обязательную сертификацию на многие виды работ ввели большинство строительных СРО. Отметим, что это общемировая практика, однако, за рубежом, как и в России, обязательная сертификация существует далеко не во всех организациях.
Отметим, что соответствие российских правил международным стандартам особенно важно теперь, когда МЭР предпринимает усилия по вступлению России в организацию «Европейское сотрудничество по аккредитации» (ЕА – ред.). Эксперты считают, что основная выгода, которую Москва извлечет из участия в этой структуре будет заключаться в том, что российские сертификаты соответствия на европейских рынках будут приниматься автоматически, без дополнительных проверок. Напомним, ранее, Набиуллина заявляла, что из-за вступления России в ВТО, а также планами России по интеграции в ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран, – ред.) к вопросам сертификации нужно подходить очень осторожно. По ее мнению, система аккредитации должна выстраиваться аккуратно и четко, в противном случае «возникнет недобросовестная конкуренция, контрафакт, и добросовестные субъекты экономической деятельности от этого только потеряют».
Глава МЭР заметила, что эта работа имеет огромное значение и для Таможенного союза, в рамках которого как раз сейчас разрабатывается законодательство по сертификации и техрегулированию.
В свою очередь, замглавы МЭР Фомичев О.В. недавно рассказал журналистам, что заявка на участие в ЕА уже подана. «В 2012 году уже не успеем, к концу 2013 года – можно попытаться», – сказал он, комментируя вопрос: когда Россия сможет стать членом ЕА. Замминистра подчеркнул, что для подтверждения российских сертификатов, к примеру, в США и азиатских странах, есть другие международные аккредитационные органы, а они, как правило, признают европейскую сертификацию.
Вопросы сертификации приобретают особую остроту для российского рынка еще и в связи с «болезненной» подготовкой федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации». После Нового года в МЭР рассчитывали уже к концу февраля передать его на обсуждение в Госдуму, однако, во время дебатов с заинтересованными лицами и экспертами – в оценке этого законопроекта возникли серьезные разногласия. 30 специалистов встречались по этому вопросу 11 февраля. Экспертам не только не удалось прийти к единому мнению: итогом дискуссий стало то, что в РСПП, где и совещались специалисты, подготовили свою версию нового закона, отличную от версии Минэкономразвития.
Сайт СОВАК (Совета по аккредитации РСПП – ред.) опубликовал обращение к участникам прений, в котором говорится, что следующее заседание комиссии по выработке законопроекта состоится 11 марта.
Сегодня основным законом в области сертификации продуктов и услуг является «Федеральный закон о техническом регулировании» от 27.12.2002. В этом документе прописаны правила, как обязательной, так и добровольной сертификации; ответственность, права участников. В законе устанавливается процедура проверки соответствия продукта или услуги тому или иному техрегламенту.
Согласно «Федеральному закону о техническом регулировании», центральными органами, разрешающими другим организациям заниматься сертификацией участников рынка, являются Росстандарт и Роспотребнадзор.
Добавить комментарий