Разработка стандартов на услуги в России идет медленно

25 числа в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.) обсуждали выработку стандартов  в сфере услуг. Глава ведомства, Элькин Г.И., сказал, что это одно из важнейших направлений работы по стандартизации и заметил, что область, о которой идет речь, нуждается в разработке методологии оценки соответствия стандартам. Элькин Г.И. подчеркнул важность использования международного опыта в решении задач, связанных с стандартизацией в области услуг. Рефреном звучали слова замруководителя Росстандарта Зажигалкина А.В., который добавил: подходя к решению проблемы недостатка стандартов в российской сфере услуг важно определиться с приоритетами. Взяв слово, руководитель Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга (Министерство промышленности и торговли России, – ред.) Леонидов К.В. высказал мысль, что при разработке стандартов по предоставлению услуг необходимо создавать отдельные критерии для отраслей с разной спецификой.

Роль сферы услуг в глобальной экономике очень велика. По некоторым данным, она составляет 50% от всего мирового рынка. Несмотря на это, выработка нормативов в этой сфере началась относительно недавно. За рубежом активную работу в этом направлении начали проводить с 2000 года, в нашей стране какие-то подвижки по выработке таких стандартов возникли еще в 1993 году, однако, сегодня, по признанию экспертов, России нужно быть более внимательной к этой области выработки нормативов, активная работа на этом направлении стартовала лишь с 2006 года. В самой влиятельной международной организации по стандартизации – ISO (International Organization for Standardization) создано 10 технических комитетов, чья деятельность посвящена стандартизации услуг. В CEN (European Commitee for Standardization, – ред.) вопросом занимается 12 технических комитетов, в немецком органе по стандартизации DIN (The German Institute for Standardization, – ред.) – 20. В России на сегодня это число составляет 17 ТК, разработано 189 стандартов.

Если говорить о том, в каких сферах экономики России сейчас наблюдается особенно острый дефицит стандартизации сферы услуг, то, в первую очередь – это сфера услуг ЖКХ. Не хватает стандартов и для успешного предоставления услуг банков, учреждений культуры. Сегодня существует Программа разработки стандартов в сфере услуг на 2012-2015 годы. Согласно этому документу, должно быть создано еще 130 стандартов и других нормативных документов, 45 из которых будет согласовано с международными стандартами. Специалисты в области стандартизации считают, что, кроме недостатка нормативов, перед вовлеченными в работу по стандартизации услуг, стоит задача обеспечить участие в работе профессиональных организаций в этой сфере. Многие специалисты считают также необходимой мерой ревизию деятельности существующих технических комитетов, создание новых. Опыт международной стандартизации, поскольку он гораздо шире российского, также очень важен, но многими специалистами признается справедливость мнения, что в России есть специфические отрасли, в которых на международные стандарты ориентироваться просто не получится, в силу того, что в нашей стране установлены особые правила для них. Примером этого может служить отрасль торговли землей.

Согласно данным опроса, который приводится на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, существует еще и довольно значительная проблема нехватки информации об обязательных нормах качества среди населения, порядке удовлетворения претензий, предполагаемых сроках оказания услуг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: