Продолжается обсуждение законопроекта об аннулировании сертификатов закрытых серторганов
Выясняется дальнейшая судьба законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»», внесенного в 2013 году на рассмотрение Государственной Думы депутатом Олегом Владимировичем Савченко. «Автор законодательной инициативы принял решение отозвать законопроект в предложенной редакции», – рассказал нашему корреспонденту накануне Юрий Владимирович Сидоров, юрисконсульт экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности. Он принимал участие в работе над законодательной инициативой, о которой идет речь. Напомним, в 2013 году инициированные О.В. Савченко поправки в основной закон, регулирующий в нашей стране вопросы технического регулирования и сертификации, вызвали немалый резонанс. В качестве меры борьбы с недобросовестными сертификационными компаниями предлагалось аннулировать документы о соответствии, выданные лишенными аккредитации за нарушения органами по сертификации. «Сама проблема осталась, необходимо и дальше искать ее решение с учетом тех замечаний и предложений, которые поступили в Госдуму в отзывах на законопроект», – говорит Сидоров Ю.В. Суть пока несостоявшихся поправок в ФЗ «О техрегулировании» он объяснил так: «Законопроект направлен на устранение пробела в нашем законодательстве, когда сам орган по сертификации за неправомерные действия уже лишен аккредитации, а выданные ранее таким органом сертификаты соответствия продолжают действовать, поскольку прекратить их действие мог только сам орган, у которого был отозван аттестат об аккредитации». «Так на рынок попадает несоответствующая установленным требованиям продукция, но формально предъявить претензии не из-за чего, ведь сертификат все еще действителен». По словам Сидорова Ю.В., поправки подразумевали изменение существующего порядка: создавался механизм передачи другим инстанциям права, которое было у лишенного аккредитации сертификационного органа: отзывать выданные им ранее документы о соответствии техрегламентам. Юрисконсульт подчеркнул, что добровольная сертификация в законопроекте никак не затрагивалась. «Он касался исключительно обязательной сертификации на соответствие техрегламентам», – сказал Ю.В. Сидоров.
Несмотря на то, что предложенные в 2013 изменения в законе «О техрегулировании» полностью соответствуют существующему тренду ужесточения контроля в сфере оценки на соответствие обязательным требованиям, они были в апреле 2014 года сняты с рассмотрения. «В ходе подготовки к первому чтению в профильный комитет Госдумы поступили ряд отзывов, замечаний и предложений по тексту законопроекта. В них говорилось об актуальности самой идеи законопроекта. Вместе с тем, были высказаны замечания по отдельным конкретным предложенным нормам. В частности, Комитет Совета Федерации по экономической политике указал на то, что в законопроекте не представлен конкретный порядок признания недействительными ранее выданных сертификатов соответствия», – рассказал Сидоров Ю.В. «Сенаторы и Счетная палата РФ обратили внимание на то, что надо четко разграничить полномочия по контролю за соблюдением техрегламентов и по отзыву сертификатов, что также требует доработки законопроекта. Счетная палата предложила уточнить, должны ли проверяться все сертификаты, ранее выданные органом по сертификации, действие аттестата аккредитации которого впоследствии было прекращено», – продолжил эксперт. Он добавил: «Счетная палата настаивала и на необходимости наличия в законопроекте регулирования последствий признания сертификата соответствия недействительным для изготовителя продукции, выпущенной до момента принятия решения о недействительности сертификата». «В ряде отзывов обращалось внимание на то, что в Государственной Думе параллельно проходил в то время процесс принятия нового законодательства о национальной системе аккредитации, в связи с чем некоторые нормы Федерального закона «О техническом регулировании», в которые законопроектом предполагалось внести изменения, подлежали признанию утратившими силу или излагались в иной редакции». По словам Ю.В. Сидорова, «обращалось внимание и на целесообразность проведения предварительных консультаций в рамках Таможенного союза (теперь – Евразийского экономического союза, – ред.)». «В связи со всеми поступившими отзывами автор законопроекта Олег Владимирович Савченко принял решение о его отзыве в нынешней редакции, поскольку анализ замечаний показал необходимость доработки текста до его рассмотрения в первом чтении», – заявил участник разработки изменений в ФЗ «О техрегулировании». «Некоторыми участниками дискуссии высказывалось мнение, что в законодательных поправках нет необходимости, так как вопрос, по их мнению, можно регулировать на уровне подзаконных актов». Здесь Ю.В. Сидоров высказал свое мнение – «такая оценка вызывает большие сомнения, поскольку базовые нормы о прекращении действия сертификатов прописаны именно в законе». «Среди отзывов», – рассказывает юрисконсульт, – «был и такой: не нужно поправок, так как проблема может быть решена в ходе продолжающейся сейчас работы над пакетом законов о стандартизации, включающем и поправки в ФЗ «О техрегулировании»». Ю.В. Сидоров упомянул, среди прочего, что самое активное участие в работе над отозванными на доработку поправками, которые инициировал О.В. Савченко, приняли представители Росстандарта (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.) и Росаккредитации (Федеральная служба по аккредитации, – ред.).
Поправки в ФЗ «О техрегулировании» находятся совершенно в русле ужесточения контроля в сфере соблюдения обязательных требований к продукции и сертификации. Например, недавно в рамках Таможенного союза был открыт доступ к базам данных выданных документов о соответствии. В результате Белоруссия подготовила список сертификатов, которые по мнению белорусской стороны необходимо аннулировать.
Добавить комментарий