Проблему признания российских сертификатов могут решить еще в 2013 году
На стадии реализации сейчас находится российско-европейский проект «Сближение систем аккредитации России и Евросоюза», который рассчитан на три года и является частью более общей совместной программы «Партнерство России и Евросоюза для модернизации». Три года – именно такой срок отведен на воплощение проекта в жизнь в плане действий по его реализации. Этот документ был принят сторонами 5 апреля, на встрече руководителей Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация, -ред.). и представителей Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА, -ред.). Между тем, еще в конце 2012 замглавы Министерства экономического развития России Фомичев О.В. заявлял, что Россия может до конца 2013 года присоединиться к ЕА (глава Росаккредитации говорил, что на интеграцию в международную систему аккредитации уйдет 2-3 года, подробнее – здесь, – ред.). В Европейском сотрудничестве по аккредитации есть разные формы членства для национальных органов по аккредитации и отдельных экспертов. Напомним, российским национальным органом по аккредитации является Росаккредитация. Полное членство в ЕА подразумевает подписание участником MLA (Multilateral Agreement, – ред.), а это соглашение означает признание всеми, кто его подписал, работ по подтверждению соответствия друг друга. Больше того, MLA официально, как об этом сказано на сайте EA, признают в IAF (International Accreditation Forum, – ред.) и ILAC (International Laboratory Accreditation Cooperation, – ред.) – двух других авторитетнейших организациях по аккредитации мирового уровня. Подписание MLA организацией-представителем России, Росаккредитацией, будет означать признание подавляющим большинством европейских организаций и предприятий сертификатов российских импортеров, выданных в России.
На сегодняшний день в этой сфере у российских компаний возникает немало трудностей. Россия, как и многие другие страны, переводит и утверждает в качестве национальных или международных стандартов (в основном для СНГ – «ГОСТ ISO», – ред.) под обозначением «ГОСТ» стандарты Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization – ISO, – ред.). Не все. Но и сегодня их процент в общем количестве ГОСТов очень велик. Так ISO 9001 становится ГОСТ ISO 9001, а ISO 14001 – ГОСТ Р ИСО 14001 («ГОСТ Р ИСО» – индекс национальных стандартов, – ред.). Проблема в том, что сертификаты, выданные по «ГОСТам», пусть и переводным, вызывают недоверие у партнеров российских компаний в ЕС и других странах. Отчасти это вызвано тем, что вокруг переводов стандартов на русский язык возникают дискуссии об их полноценности. Одни эксперты полагают, что принципиальная разница, влияющая на содержание сертификата – существует, другие придерживаются обратного мнения. Но главное то, что западные партнеры «пугаются» слова «ГОСТ» и не верят в объективность российских органов по сертификации. 24 апреля, на открытом совещании экспертов «Единая национальная система аккредитации: за и против», организованного информагентством «РИА Новости», озвучивались цифры, свидетельствующие о том, какие суммы из-за «трудностей перевода» вынуждены терять российские экспортные предприятия. Выходя на рынки европейских стран, некоторым отечественным компаниям приходится получать до 5 и более новых сертификатов за границей. Услуга подтверждения соответствия за рубежом, как и в России, колеблется в широком диапазоне, но речь может идти о миллионах рублей. Российские компании в целом теряют в год сотни миллионов. Кстати, в ходе открытого совещания об этой проблеме, а также о некоторых деталях содержания совместного российско-европейского проекта «Сближение систем аккредитации России и Евросоюза» говорил сам глава Росаккредитации Шипов С.В.
Чиновник начал с того, что обеспечение соответствия российской аккредитации международным стандартам имеет очень большое значение. По его мнению, «это нужно не потому, что мы хотим быть хорошими для других, а потому что за рубежом накоплен огромный опыт, которым Россия должна воспользоваться». С.В. Шипов отметил: международные стандарты, которые могут быть приняты нашей правовой системой, уже активно вводятся в России. Затрагивая тему совместного проекта с ЕА, Шипов С.В. сказал:
Цитата: ‘Мы не можем оценивать сами себя, нам нужны независимые специалисты. В рамках совместного проекта с Евросоюзом нашими экспертами, которые будут помогать достичь соответствия международным нормам, являются сами руководители ЕА, лично председатель ЕА будет нашим экспертом’
По словам Шипова С.В., работа, ведущаяся в рамках проекта, даст объективный ответ на вопрос – «правильно ли мы идем». Издание «Российская газета» добавляет к этому, что эксперты из Европы проведут тщательный анализ российской системы аккредитации, начиная от законодательной базы и заканчивая проведением проверок органов по оценке соответствия. Затем они предложат меры по совершенствованию национальной системы аккредитации России. Отметим, что энтузиазм по поводу интеграции российской системы аккредитации в международную систему, похоже, испытывают и в Европе. Например, в проекте доклада для 28 встречи Совета экспертов (Advisory Board, – ред.) говорится, что роль европейской модели развития аккредитации растет, а так же, что «Россия выбрала именно европейскую модель». В ходе открытого совещания в «РИА Новости», многие российские эксперты по аккредитации затрагивали и еще один разворот проблемы признания российских сертификатов за рубежом. Россия вступила в ВТО и взяла на себя обязательство стремиться к взаимному признанию работ по сертификации с другими странами-членами международной организации.
Интересно в связи с движением России в EA, что национальный орган по аккредитации Сербии (Accreditation Board of Serbia – ATS, – ред.) проделал путь к вступлению в нее тоже за три года. Он вступил в организацию в 2012 году. По результатам работы, впрочем, Сербия присоединилась не к MLA, а к BLA (Bilateral Agreement, – ред.). Этот тип договора означает взаимное признание работ по аккредитации только между EA и ATS, к тому же область взаимного признания этих работ ограничена проверкой испытательных лабораторий, медицинскими и калибровочными лабораториями, контролирующими и сертифицирующими органами, занимающимися продукцией. Проблемы в признании российских сертификатов существуют, в основном, со странами ЕС и США. Дело в том, что между странами постсоветского пространства сохраняется значительная интеграция в этих вопросах со времен Советского Союза. В документах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана есть положение о взаимном признании работ по сертификации. Документы СНГ всегда менее обязательны, но и на этом уровне российская сертификация чаще всего признается, и под этим есть некоторая нормативно-правовая база на уровне Содружества и ЕврАзЭС.
Добавить комментарий