«Пиротехнический» регламент ТС вводит обязательную сертификацию
15 февраля этого года вступил в силу техрегламент Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии «О безопасности пиротехнических изделий». Документ был утвержден Комиссией Таможенного союза (КТС) 16 августа 2011 года и содержит ряд принципиальных нововведений по сравнению с нормами, которые действовали до этого. Так, по новым правилам, производители пиротехнической продукции, собирающиеся торговать своим товаром в ТС, должны будут получить сертификаты соответствия своей продукции его нормам. «Пиротехнические изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента», – написано в тексте документа. Стоит отметить и тот факт, что в «пиротехническом» регламенте прописан более четкий понятийный аппарат, который, по мнению многих экспертов, позволит легко определить: каким же именно видам продукции адресованы требования закона. Все товары этого типа здесь делятся на три типа: пиротехническое изделие бытового назначения, пиротехническое изделие технического назначения, пиротехнический состав, – все это подпадает под действие регламента. Стоит отметить и то, что со дня вступления в силу техрегламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, ранее установленным законодательством РФ или нормативными правовыми актами Таможенного союза, не допускается. К новому техрегламенту приложены схемы декларирования и сертификации пиротехники.
Напомним, с 1 января 2012 года на территории России, Казахстана и Белоруссии стартовало Единое экономическое пространство. Это новый этап экономической интеграции трех стран, который подразумевает унификацию требований и стандартов, которые предъявляются регулирующими органами к производителям.
Новый регламент встретил неоднозначную реакцию представителей бизнеса и специалистов. Как полагает Абрамов Я.И., президент Московской пиротехнической ассоциации, регламент ударит по недобросовестным продавцам пиротехники и окажет положительное влияние на отрасль. По его мнению, вред «левых фирм» заключается даже не в том, что они сбивают цены, продавая фальсификат по дешевке, а в том, что от качества их продукции страдает потребитель, и, как следствие, имидж всего бизнеса. Ряд других экспертов считают требования относительно сертификации товаров на соответствие техрегламенту нереальными. Они напоминают, что по Российскому законодательству товары уже должны проверяться на соответствие ГОСТу и дополнительная проволочка только увеличит простои в работе, губительные для бизнесменов. С другой стороны, те же специалисты хвалят некоторые определения понятий документа, сделанные, как они утверждают, в пользу производителей и продавцов пиротехники. Председатель правления Национального института техрегулирования Петров Д.И. критикует все уже принятые техрегламенты и в их числе регламент о пиротехнике из-за чрезмерно строгих обязательных требований к продукции. «Проекты некоторых техрегламентов содержат не только требования к безопасности, но и к потребительским свойствам», пишет он. Он также добавил, что это противоречит заявлениям участников таможенной тройки о том, что они будут гармонизировать законодательство ТС с международными стандартами. Петров подчеркнул, что в ЕС, как раз наоборот, стараются не формулировать требования к товарам строго, а если и делают это, то из соображений безопасности.
В Евросоюзе регулирование рынка пиротехнических изделий осуществляется директивой Европарламента 2007/23. Действие этого документа распространяется на фейерверки, пиротехнику для шоу и представлений; технических целей и даже на газовые горелки в воздушных шарах и других подобных устройствах. Пиротехника, созданная в той или иной стране ЕС для использования самим производителем, например, в случае какого-либо национального праздника, не подпадает под действие директивы. Другим интересным исключением является использование пиротехники в научных целях. Странам не рекомендуется препятствовать использованию такой пиротехники даже при отклонениях от текста директивы, если ее употребляют по назначению.
Во многих статьях документа странам, входящим в Союз, разрешается делать собственные ограничения, в частности, по возрасту при котором разрешается использование пиротехники. Однако, хотя, им предоставлена значительная свобода действий, если правила отдельного государства противоречат общеевропейским правилам, в директиве предусмотрена немедленная консультация заинтересованных сторон. В документе выделено несколько типов петард, которые вообще не должны использоваться на территории ЕС – это объяснено соображениями безопасности.
Директива 2007/23 вступила в силу уже через 20 дней, после своего принятия, но в тексте документа предусмотрен адаптационный период, для того, чтобы страны ЕС успели адаптировать свои законодательства к изменившимся нормам Евросоюза.
Что касается сертификации, то в ЕС, как и в ТС, действует специализированная марка для обозначения продукции, которая проверена на соответствие правилам, выработанным законодательными органами Союза.
Среди основных требований, которые Евросоюз выдвигает по отношению к пиротехнической продукции: безопасный химический состав, его стабильность. Пиротехника должна быть влагостойкой или приспособленной к перепадам температур, если ее предполагается использовать в этих условиях. Этот вид продукции нужно делать максимально безопасным от случайных возгораний. К директиве приложен список критериев, которым должны отвечать не все пиротехнические товары, а только конкретные их виды. Прописаны действия, которые должна предпринять страна-член ЕС в том случае, если она считает, что на ее территории присутствует пиротехника, не отвечающая требованиям директивы.
Добавить комментарий