От системы компенсаций к системе управления профессиональными рисками

С 5 по 7 июня в Москве состоялась IV ежегодная выставка «Охрана труда в Москве-2013» в рамках выполнения подпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы» и государственной программы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.». Организаторами выставки выступали: Департамент труда и занятости населения города Москвы и ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда» города Москвы.

Основной целью выставки являлось привлечение внимания работников и работодателей, профессиональных сообществ к созданию безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, распространение положительной практики органов власти Москвы и социальных партнеров по реализации государственной политики в сфере охраны труда (ОТ, – ред.) в отраслях экономики и административных округах.

Мероприятия выставки были ориентированы на выявление наиболее перспективных методик в области ОТ, пропаганду здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах. А также на демонстрацию достижений столичных научных и промышленных организаций в области обеспечения охраны труда и разработку средств индивидуальной защиты.

Выставочная экспозиция состояла из следующих направлений: государственное управление ОТ; средства защиты от воздействия опасных и вредных факторов рабочей среды; обучение и проверка знаний требований по ОТ руководителей и специалистов организаций; методическое обеспечение ОТ; научные разработки в области ОТ; аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.); государственный надзор и контроль за соблюдением нормативно-правовых требований ОТ; общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников.

Довольно оживленная полемика состоялась при проведении семинара на тему: «От компенсационной модели обеспечения охраны труда к системе управления профессиональными рисками». С подробным докладом на нем выступил начальник Управления охраны труда и профессиональных рисков НИИ труда и социального страхования Е. А. Кузнецова. В своем выступлении она дала разъяснения о сложившейся ситуации в сфере ОТ, в частности, об изменении системы компенсаций и льгот и создании единой системы оценки условий труда. Эта тема на сегодняшний день является наиболее актуальной и обсуждаемой, потому как мобильность, характерная АРМ, стала вызывать все больше сомнений и споров в кругах заинтересованных лиц.

Редакция, внесенная Приказом Минтруда № 590н от 12.12.2012 г. в порядок проведения АРМ, породила множество недоумений и создала ряд спорных моментов. И незадолго до организации выставки Министерство вносит новое предложение – заменить АРМ на специальную оценку условий труда. Е. А. Кузнецова прокомментировала следующим образом эту ситуацию:

Цитата: ‘Делать какие-либо прогнозы, во что и как выльются нововведения, мы пока не в силах, потому что не знаем всего конструктивного содержания новой процедуры. Но то, что она направлена на приведение нормативно-правовой базы в соответствие, а также на снижение напряженности на рабочих местах, которые нуждаются в реальной поддержке и в реальном изменении условий труда – констатируем’

Несоответствия в нормативно-правовой базе – именно они и вызвали полемику, потому что работодатели, аттестующие организации в очередной раз оказались в замкнутом кругу. С одной стороны хочется сделать все по закону, но вот вопрос: «А по какой именно из норм?». На сегодняшний день их нормативных документов достаточное количество. Относительно назначения компенсаций, на сегодняшний день действующими правовыми актами являются: «Постановление Правительства № 870 о назначении и видах компенсации»; «Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»; «Списки №1 и №2 производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Два последних документа являются действующими еще со времен Советского Союза, когда единственным работодателем являлось государство. Плановая административная экономика того времени ликвидирована, а списки остались, и сегодня они уже идут вразрез с современностью. Получилось так, что сформировалась неодинаковая судебная практика по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда. Минтруд на вопрос работодателей о том, по какому из документов назначать компенсации, отправило разъяснения, где предоставило самостоятельный выбор. По словам Екатерины Кузнецовой:

Цитата: ‘Это выглядит как, мол, хотите, работодатели, пользуйтесь 870 Постановлением, хотите – списками. И снова правоприменительная практика неоднозначна. По Приказу № 290 работодатель может обеспечить персонал более качественными и дорогостоящими СИЗ. Но приобретая, к примеру, респиратор, который можно было купить за 3 копейки, а купил за 10, он вступает в противоречие с налоговой инспекцией, которая с удовольствием задаст ему вопрос на это: «А где налог за 7 потраченных копеек?». Работодатели в недоумении, потому что как ни крути, а все равно оказываешься впросак’

Рассмотреть тот же Приказ 590. Похоже, слова Президента РФ В. В. Путина: «Не кошмарьте бизнес, Господа чиновники!», – так и не были услышаны. Работодатели и аттестующие организации получили от госоргана «размытые» и непонятные разъяснения по поводу ввода новой редакции, где так и не услышали четкого ответа: подлежат все же офисные рабочие места аттестации или нет? Как поясняет Екатерина Кузнецова:

Цитата: ‘Офисное рабочее место, оснащенное ПК. Вот вокруг чего разгорелись основные споры. В редакции порядка написано, что такое рабочее место не подлежит аттестации, а на деле оказывается, что ту же самую травмоопасность необходимо замерять на этом рабочем месте, потому что ПК – это электрическое оборудование. Аттестационная комиссия просто в недоумении, потому как порядком не предусмотрено, а на деле получается, что аттестовать рабочее место необходимо. Провел ты или нет, трудинспекция, во всяком случае, укажет на то, что 212 статью ТК РФ никто не отменял’

Из-за столь неоднозначного подхода большинство работодателей уже махнули на всю правоприменительную практику рукой, и ждут гострудинспектора, чтобы заплатить ему административный штраф в размере от 3-х до 5-ти тысяч рублей, потому как в их случае легче заплатить столь невысокие штрафы.

Специальная оценка условий труда вводится для того, чтобы урегулировать сложившуюся неоднозначную трактовку. В сложившейся ситуации только эта идея сейчас видится единственной объективной мерой, потому как позволит прекратить финансовые влияния работодателей на исполнения различных предписаний и направит их на улучшение условий труда, что позволит сократить выплаты на дополнительное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: