Некоторые стандарты могут стать обязательными по будущему ФЗ «О стандартизации»
Проект нового закона сейчас находится на стадии публичного обсуждения. Заинтересованные организации уже предложили более 800 поправок, половина из которых принята. Разработчики законопроекта, среди которых Минпромторг (Министерство промышленности и торговли, – ред.), Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.) и РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей, – ред.), подготовили и другой документ – «Дорожную карту…» по реализации проекта создания закона. Он определяет ориентировочные сроки, которые должны занять различные стадии подготовки и принятия. Итак, согласно этому документу, до 1 августа законопроект поступит в Правительство Российской Федерации, а в третьем квартале этого года он должен быть уже на обсуждении в Госдуме. Напомним, что еще до появления проекта закона «О стандартизации», широкой публике стала доступна его «Концепция…», где говорится о целях создания «О стандартизации» – это повышение эффективности правового регулирования стандартизации, сближение российской системы создания нормативных документов с соглашениями и другими документами, существующими на наднациональном уровне (Россия – член ВТО, – ред.). В «Концепции…» подчеркивается, что в разработке ФЗ «О стандартизации» будет учтен опыт ФЗ «О техрегулировании» и положения «Концепции развития национальной системы стандартизации», увидевшей свет в сентябре 2012 года. Отметим, что среди задач будущего закона также достижение лучшего планирования разработки новых стандартов.
Отдельно стоит сказать об отношении закона «О стандартизации» к ФЗ «О техрегулировании». Как сказано в «Концепции…», техрегулирование по ФЗ «О техрегулировании» логично сосредоточено на обеспечении эффективного технического регулирования той части продукции, которая может представлять опасность для потребителя. Из-за необходимости совмещать такую направленность с регулированием стандартизации, которая сейчас также лежит именно на ФЗ «О техрегулировании» возникают проблемы. Дуализм, о котором идет речь, заставил разработчиков закона уделять сравнительно малое внимание стандартизации вообще, в том числе относящейся к «безопасным» сферам науки и производства, стандартизация в которых играет важнейшую роль. К тому же, регулирование стандартизации в ФЗ носит «фрагментарный», часто недостаточный характер. Авторы «Концепции…» отмечают и такой недостаток закона «О техрегулировании», как наличие «механических» и не до конца продуманных заимствований из старого закона «О стандартизации», утратившего силу с появлением ФЗ «О техрегулировании». Говоря о необходимости создания нового закона, который будет регулировать отношения, возникающие вокруг создания стандартов, авторы «Концепции…» ссылаются и на зарубежный опыт. Подобные отдельные законы для стандартизации существуют в Австрии, Бельгии, Бразилии, в Израиле, Венгрии, в Украине, в Армении и целом ряде других государств.
Сам проект закона «О стандартизации» уже сейчас содержит множество новшеств. Так, сейчас обязательными по ФЗ «О техрегулировании» признаются только техрегламенты, а стандарты – добровольны к применению. Нынешний проект, если только он будет принят в качестве закона, вводит категорию «национальных основополагающих стандартов», которые признаются по закону обязательными. Кроме того, остальные нормативные документы этого типа считаются добровольными, но с оговоркой: если другое не предписано другими законами. Еще одной интересной новостью является то, что проект закона «О стандартизации» предлагает наделить один из исполнительных органов власти полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области стандартизации. Предполагается даже, что он будет устанавливать правила для национального органа по стандартизации. Сейчас таковым является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.).
Добавить комментарий