Минтруд планирует заменить процедуру аттестации рабочих мест на единую систему оценки условий труда

Решение было принято на очередном заседании Коллегии Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Вместо традиционной системы оценки безопасности на рабочих местах, аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), планируется ввести новый метод – специальную оценку условий труда. Законопроект находится в стадии разработки и будет представлен общественности уже в ближайшее время.

По официальным статистическим данным в России за последние годы выросло количество работников, занятых в условиях труда с вредными и опасными производственными факторами (ВОПФ, – ред.). На обрабатывающее производство приходится 33,4%, транспорт – 35,1%, добычу полезных ископаемых – 46,2%. Из 28,7 млн. рабочих мест, существующих в российской экономике, 26,6 млн. рабочих мест, на основании результатов АРМ с 2008 года, подвержены влиянию ВОПФ. В процентном соотношении – порядка 31,8% от общего количества занятого трудоспособного населения.

Опубликованы также данные и по профессиональной заболеваемости. Ежегодное увеличение работников с подобным диагнозом – более 8 тысяч человек. 155 000 работников признано профессионально заболевшими, из которых у 6 696 человек диагноз был установлен впервые в 2012 году.

Экономические потери, связанные с неудовлетворительным состоянием условий труда, составили 1,94 трлн. руб. или 4,3% от ВВП. Потери рабочего времени по причине производственного травматизма, профзаболеваемости, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращения продолжительности рабочего дня, недели составляют 2,1% от ВВП.

В соответствии с действующими нормами и правилами, компенсации и льготы работникам назначаются на основании результатов АРМ в размерах, предусмотренных в Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 (в сокращении продолжительности рабочего дня, предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных денежных выплат). Несмотря на этот документ, в современной России все еще остались действующими документы, принятые в Советском Союзе:

  1. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  2. Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Действующая система назначения компенсаций в СССР подразумевала только одного работодателя – государство, в то время как сегодня оно является не единственным «кормильцем». Списочный подход проблематичен в современных условиях, потому как не позволяет провести разделение затрат работодателя и государства в зависимости от степени вредности и опасности на рабочем месте. По этой причине работодателям представляется невыгодным вкладывать средства в мероприятия по улучшению условий труда. Это только одна из причин пересмотра существующей системы.

Параллельно с процедурой АРМ существует также процесс – специальная оценка условий труда (ст. 58.3 ФЗ от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ), которая проводится в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Несоответствие заключается в том, что работодателю приходится дважды осуществлять практически идентичные процедуры по оценке, чтобы «доказать свою непричастность» и снизить страховые барьеры. Поэтому Минтруд предлагает объединить две процедуры в единую систему оценки условий труда, результаты которой будут использоваться одновременно в целях обоснования и предоставления компенсаций и льгот, а также уплаты страховых взносов.

Специальная оценка будет основываться на идентификации опасностей экспертным путем (с учетом классификатора опасностей, утвержденный Минтрудом РФ). Если они будут зафиксированы, необходимо проводить замеры ВОПФ с целью определения класса условий труда и установления гарантии и компенсаций и дополнительного тарифа страховых взносов или их отмены (в случае, если по результатам условия признаются допустимыми). Если опасности на этапе идентификации не будут выявлены, работодатель на основании заключения эксперта готовит в Роструд декларацию о безопасности рабочего места.

Изменения будут также касаться и аттестующих организаций, которые должны будет «переквалифицироваться» в указанную область аккредитации. Но в новом процессе планируется вернуть работодателям полномочия по проведению замеров.

Минтруд пока воздерживается от прямого утверждения об отмене АРМ, регламентируя все происходящее, как процесс реформирования системы предоставления компенсаций и льгот и уплаты страховых взносов. Специальная оценка будет проводиться по аналогии с аттестацией, но порядок все же планируется немного подкорректировать. К примеру, предполагается заменить инструментальные замеры напряженности труда на экспертную оценку, т.е. определение показателя путем проверки нормативно-правовой документации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: