Минэкономразвития РФ: «Законопроект «О специальной оценке условий труда» нуждается в существенной доработке»
Минэкономразвития РФ вынесло заключение по представленной Минтрудом версии законопроекта «О специальной оценке условий труда» (СОУТ, – ред.). После глубокого анализа законопроекта, ведомством был сделан вывод о недостаточно ясном и логичном подходе к процессу проведения спецоценки. По мнению экспертов Минэкономразвития, проект закона о СОУТ содержит требования, которые, на основе избыточных административных и иных ограничений для предпринимателей, для организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры, могут привести к еще большим финансовым расходам как в бюджете самих организаций, так и к необоснованным затратам в самой бюджетной системе РФ.
Напомним, законопроект разрабатывается в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации Путина В. В. от 26.12.2012 г. № Пр-3499, пунктом 5 Поручения Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 30.12.2012 г. № ДМ-П12-8132, пунктом 6 Плана-графика подготовки проектов федеральных законов от 25.12.2012 г. № 2524-р. Поручения направлены на реализацию политики замещения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Один из способов – стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, общего состояния охраны труда в организации путем сокращения излишних финансовых затрат, к примеру, на периодическое проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Так, вот, в этом плане законопроект получился «сырым» и непредусмотрительным, так как финансовая нагрузка по представленной версии законопроекта о СОУТ только возрастет. Минэкономразвития РФ предполагает, что проектируемые нормы приведут к увеличению затрат на оценку как со стороны работодателей, так и организаций, осуществляющих оценку. Так, даже при незначительном изменении технологии производства, должна проводиться внеплановая оценка условий труда. В таком случае, как замечено экспертами Минэкономразвития:
Цитата: ‘Промышленные предприятия будет обязаны проводить оценку условий труда практически в постоянном режиме… Могут возникнуть административные барьеры на пути совершенствования производственного процесса’
А стоимость проведения подобной процедуры, как заявили представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», не уменьшится, а наоборот, увеличится вдвое. Если сегодня среднерыночная стоимость АРМ составляет порядка от 1 000 руб. до 3 000 руб., то предполагаемая цена с введением СОУТ может возрасти до 15-20 тыс. рублей.
Обратимся к структурному содержанию проекта закона о спецоценке. Как заметил Минэкономразвития, в законопроекте не содержится положений, которые должны регулировать вопросы оценки производственных факторов, травмоопасности и обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). Это создает проблему, прежде всего, отсутствия критериев для оценки качества проводимого исследования рабочего места. Такое отсутствие положений оценки вышеперечисленного могут привести к тому, что не будут обеспечены оценка предупреждения и предотвращения заболеваний, травм, аварий в рабочем процессе, расследования различных инцидентов и причин возникновения профзаболеваний на производстве.
Цитата: ‘Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения специальной оценки условий труда в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения инструментальных и лабораторных измерений и оценок факторов’
Данное требование прописано в ст. 6 первой версии законопроекта. На что эксперты Минэкономразвития советуют определить необходимый перечень документов, сведений, а также конкретных указаний на то, какими условиями должен наделить работодатель организации, проводящих спецоценку.
По требованиям законопроекта предполагается сначала выделить вредные и рабочие места, а потом уже проводить замеры производственных факторов. Минэкономразвития РФ справедливо отмечает, что идентификация вредных и опасных факторов экспертным путем не вносит ясности, так как невозможно «устно» определить, без проведения инструментальных замеров, что данное рабочее место, к примеру, совершенно не нуждается в проверке.
Ведомство также смутило положение, касающееся ввода данных работника. Для чего требуется указывать все данные работника при проведении спецоценки, начиная от его фамилии, даты и места рождения, заканчивая стажем работы? Получается, что если работник увольняется на следующий же день после проведения СОУТ, работодатель должен вновь проводить оценку? Минэкономразвития обращает внимание, что данный подход не согласуется с идеологией проекта закона, ввиду того, что оценке подлежит не, к примеру, Иванов Иван Иванович 1976 года рождения, а конкретное рабочее место – автослесарь, например.
Организации, оказывающие услуги по СОУТ. Их также ждут кардинальные преобразования. Во-первых, прямое требование к квалификационному штату – не менее пяти экспертов, среди которых также должен присутствовать врач по гигиене труда или по радиационной гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Все эксперты должны быть аттестованы и обязательно подтвердить квалификацию наличием сертификата, о котором точных сведений в законопроекте не указывается (срок действия, не определен порядок аттестации экспертов). Из этого требования вытекает два замечания Минэкономразвития РФ:
- Количественный состав для региональных организаций в таком составе практически невыполним и невыгоден и создаст препятствия по созданию в регионах организаций, предоставляющих услуги по спецоценке.
- Сертификат могут получить лица с практическим стажем работы в области спецоценки не менее трех лет. Остается призрачным то, каким образом можно будет получить опыт без сертификата.
Важное замечание касается и определений многих понятий. Так, по мнению Минэкономразвития РФ, некорректное значение дается понятиям «класс условий труда» и «критерии оценки труда».
Законопроект нуждается в серьезной доработке. Поэтому Минтруду придется основательно потрудиться, чтобы к 1 января 2014 года выполнить поручение Президента РФ о введении в действие закона «О специальной оценке условий труда».
Добавить комментарий