К строгому техрегламенту ТС на бензин успели подготовиться не все предприниматели

Телеканал «МИР 24» сообщает 5 марта, что часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ, – ред.) России и Белоруссии не успели подготовиться к запрету продажи топлива по нормам стандарта «Евро-2», который вступил в силу в обеих странах с 1 января. Запрет стал следствием положений соответствующего техрегламента Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС, – ред.). Сообщается, что отстающие не могут быстро перейти на более высокий стандарт «Евро-3» из-за того, что работают с использованием старого оборудования, не менявшегося с 60-х годов.

Напомним, что в Таможенном союзе продолжается работа по выработке общих для стран-участниц техрегламентов. 15 февраля вступили в силу шесть технических регламентов в сфере машиностроения и электротехники, а именно: «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности машин и оборудования», «Безопасность лифтов», «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» и «Электромагнитная совместимость технических средств». Необходимость в нововведениях прокомментировал член Коллегии по вопросам технического регулирования ТС Корешков В.Н., который на профильном совещании в Астане заявил…

Цитата: ‘Для изготовителей это – ключевые документы. Они дают очень важные ориентиры, благодаря которым в торговле устанавливаются обязательные требования, гармонизированные с международными и европейскими подходами. Для реализации этих требований утверждены перечни стандартов, применяемых на добровольной основе. А в комплексе получается гибкий механизм, который способен обеспечить изготовителям конкурентные преимущества’

При этом он подчеркнул, что переход на новую регламентацию будет осуществляться постепенно. Так, выпуск и оборот продукции, которая была произведена в соответствии с ранее действовавшими обязательными национальными требованиями и требованиями Таможенного союза допускается до 15 марта 2015 года, при наличии документов, подтверждающих соответствие этим старым требованиям. Что касается продукции, которая до 15 февраля 2013 года не подлежала обязательной оценке соответствия, то старую документацию на нее можно будет использовать только до 15 ноября 2013 года.

Отметим, что благодаря техническим регламентам на территории ЕЭП (Единое экономическое пространство, интеграционное объединение стран Таможенного союза, – ред.) устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования. Понятие «технический регламент» в России впервые введено изменением N 2 (1996 год, – ред.) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этому определению, технический регламент – документ, устанавливающий характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Кроме того, он может включать требования к терминологии, символам, упаковке и маркировке.

Так, в частности, вступивший в силу 15 февраля технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования» описывает требования в отношении электрического оборудования, предназначенного для использования при напряжении переменного тока от 50 до 1000 В и от 75 до 1500 В постоянного тока. Благодаря регламенту регулируются требования к технике безопасности низковольтного оборудования, а также правила обращения ее на рынке. В документе содержится целый перечень новых требований, наиболее важные из которых связаны с маркировкой, а именно…

Цитата: ‘Маркировка низковольтного оборудования должна содержать следующую информацию о классах защиты от поражения электрическим током: 1) оборудование класса I – оборудование, имеющее основную изоляцию и элементы для присоединения открытых проводящих частей к защитному проводнику электроустановки; 2) оборудование класса II – оборудование, имеющее двойную или усиленную изоляцию и не имеющее элементов для присоединения открытых проводящих частей к защитному проводнику электроустановки. Маркировка низковольтного оборудования, не относящегося к классам I и II защиты от поражения электрическим током, может не содержать информацию о классах защиты от поражения электрическим током’

Отметим, что действие технического регламента не распространяется на медицинское оборудование, а также на электрическое оборудование, предназначенное для всех видов транспорта. Эта оговорка имеет отношение и к регламенту «О безопасности машин и оборудования», который устанавливает самые необходимые требования при разработке машин и оборудования, их изготовлении, транспортировке, монтаже, наладке, эксплуатации, а также при их утилизации (таким образом, регламент работает не только в целях защиты жизни человека, но и окружающей среды, – ред.). Много места в документе отводится безопасности машин и оборудования, в том числе и рискам…

Цитата: ‘Допустимый риск для машины и (или) оборудования определяется и устанавливается при проектировании. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:

а) полнотой научно-исследовательской и опытно-конструкторской отработки;

б) проведением комплекса расчетов, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

в) выбором материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

г) установлением проектировщиком критериев предельных состояний’

В техническом регламенте «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» установлены требования не только к производству этого оборудования, но и к его эксплуатации и ремонту. В документе приводится целый ряд классификаций. В их числе – классификация взрывоопасных зон, классификация источников воспламенения взрывоопасной среды и, непосредственно, – классификация оборудования, которая распространяется как на электрооборудование, так и на неэлектрическое оборудование. При этом действие техрегламента не распространяется на медицинское оборудование, плавучие средства, средства связи (за исключением тех, которые применяются при производстве взрыва, -ред.) и оборудование, при эксплуатации которого опасность взрыва возникает только из-за наличия взрывоопасных веществ.

Повышению безопасности в чреватой опасными инцидентами области посвящен и техрегламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», в одной из статей которого говорится…

Цитата: ‘Газоиспользующее оборудование должно обеспечивать взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, экологическую и электрическую безопасность. <…> Настоящий технический регламент принимается в целях: а) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей газоиспользующего оборудования; г) обеспечения энергетической эффективности’

Причем разработчики подчеркивают, что принятый регламент не распространяется на оборудование, которое используется в промышленных предприятиях, а также в машинах и механизмах, для которых газ является моторным топливом.

Техрегламент «Электромагнитная совместимость технических средств» распространяется на технические средства, качество работы которых зависит от внешних электромагнитных помех и средства, способные создавать электромагнитные помехи, выходящие в обращение на территории ТС. В документе отмечается, что его действие не распространяется на следующие технические средства…

Цитата: ‘Не предназначенные для самостоятельного использования и применяемые производителями других технических устройств в качестве компонент или их составных частей; не входящие в Единый перечень товаров, в отношении которых определяются обязательные требования в рамках ТС; пассивные устройства в отношении электромагнитной совместимости; не регулирует отношения, возникающие при использовании радиочастотного спектра (оно регулируется национальными законодательствами в области связи стран участниц ТС – ред.)’

Наконец, еще один из шести введенных ТС техрегламентов – «Безопасность лифтов» – содержит правила обращения лифтов на рынке и правила подтверждения их соответствия техрегламентам. Однако данный нормативный документ не распространяется на грузовые лифты, которые используются в шахтах горной и угольной промышленности, на платформах для разведки и бурения на море, а также на водном транспорте.

Отметим, что параллельно созданию новых технических регламентов в Таможенном союзе действует программа разработки базы общих для трех стран стандартов для подтверждения соответствия техрегламентам. Согласно этой программе в ближайшие несколько лет планируется разработать 113 нормативных документов. В их числе стандарты, устанавливающие требования к размещению машин на автостоянке, спектрам радиочастот, передаче сигналов по низковольтным электрическим сетям, электронным таксометрам, распределителям, бытовым электронным системам, измерительному оборудованию для лабораторий, силовым трансформаторам и многому другому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: