ISO 10018:2012 позволяет быстрее добиться результатов с ISO 9001
31 августа 2012 года широкому кругу заинтересованных лиц оказался доступен ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководящие по участию и компетентности персонала». Это уже не проект, а полноценная, официальная версия. Документ выпущен, как и ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», Техническим комитетом Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.) №176. Основное содержание нового стандарта – описание действий, которые должен предпринять менеджмент организации, чтобы обеспечить вовлеченность всех сотрудников в общее дело и их компетентность. Достижение этого результата поможет более эффективно достигать поставленные задачи. Естественно, предлагаемые новым стандартом меры основываются на представлении создателей о том, что такое компетентность и вовлеченность – эти термины раскрываются в ISO 10018 наряду с другими важными для содержания понятиями. Параграфы ISO 10018 с 5 по 8 составлены таким образом, чтобы их можно было использовать в качестве чеклиста при проведении внутренних аудитов организации. В Приложении В представлено своеобразное руководство для самооценки вовлеченности в общую деятельность каждого сотрудника. Помимо средних и высших руководителей, очередной стандарт ISO может быть полезен сотрудникам служб качества на предприятиях и HR-менеджерам. Во вступлении к тексту ISO 10018 сказано…
Цитата: ‘Суммарная производительность систем менеджмента качества, в конечном счете, зависит от участия компетентного персонала и их надлежащей интеграции внутри организации. Участие людей важно для того, чтобы система менеджмента качества организации достигла результатов, согласованных с ее стратегией и ценностями’
В декабрьском номере журнала «ISO Focus+» вышла развернутая публикация, посвященная новому нормативному документу Международной организации по стандартизации. Большое место в материале уделено взаимосвязи ISO 10018 и ISO 9001, по требованиям которого в России, как правило, внедряют систему менеджмента качества (СМК, – ред.). По мнению автора статьи, внедрение ISO 10018 позволяет достигнуть прогресса в создании СМК более быстрыми темпами, а также более оперативно применить обобщенные требования ISO 9001 к условиям конкретного предприятия. ISO 10018 помогает реализовать один из ключевых принципов, прописанных в ISO 9001: вовлечение персонала и обеспечение его компетентности. Структура текста стандарта, – говорится в материале «ISO Focus+» , – повторяет структуру ISO 9001, за исключением Параграфа №4 «Управление участием и компетентностью персонала».
Отдельно стоит сказать о подходах к анализу ситуации с вовлеченностью и компетентностью персонала в ISO 10018. Стандарт предлагает руководителям убедиться, что все сотрудники понимают цели предприятия в области качества и привлечены к процессу определения границ вида деятельности, в котором они задействованы и к управлению им. Среди важных объектов анализа в нормативе называются: коммуникация в компании, обучение, политика подбора персонала, творческая атмосфера и ряд других аспектов. Добавим еще, что ряд специализированных электронных изданий для аудиторов СМК подчеркивают отсутствие в тексте ISO 10018 дополнительных к ISO 9001 требований. Авторы делают заключение: «для аудиторов новых несоответствий не прибавится».
Говоря об ISO 10018, нельзя не упомянуть принятый еще в 1999 году ISO 10015 «Руководящие указания по обучению». Его перевод адаптирован в России в качестве стандарта ГОСТ Р, но он не предназначен для сертификации. Стандарт годится для всех типов организаций, излагает циклы обучения и повышения квалификации сотрудников. Центральными понятиями этого норматива являются компетентность и обучение. Один подпункт ISO 10015 посвящен вовлечению работников организации в обучение.
Добавить комментарий