ГОСТ по ИСО о социальной ответственности утвердят в России

Перспективы применения международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» обсудили эксперты на семинаре в Москве. Мероприятие состоялось 16 февраля в здании Академии труда и социальных отношений. Участие в нем приняли ведущие специалисты в области стандартизации и социологи из России и Нидерландов. Пожалуй, главной новостью стало заявление Замруководителя Росстандарта Зажигалкина А.В., что в ближайшее время по ISO 26000:2010 в России будет утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000 – этой работой занимается Технический комитет по стандартизации №471. Детали стандарта пока не известны, но опубликованный еще в 2010 году ISO 26000:2010 позиционирует себя не как нечто, что со временем должно стать обязательным, а лишь как рекомендацию предприятиям на пути к социально ответственному ведению дел.

На семинаре прозвучало немало интересных точек зрения на тему стандартизации такой сложной в достижении компромисса сферы, как общественные отношения. Онно Елдеренбос, заместитель посла Нидерландов в Москве сказал, что «укрепление социальной позиции предприятия и повышение его социальной активности», – это основная цель стандарта ISO 26000:2010. Ректор Академии труда и социальных отношений Кожокин Е.М., в свою очередь, рассказал, что международный стандарт очень глубоко проработан и содержит рекомендации не только для работодателя, но и для рядового сотрудника и даже государства. Зажигалкин А.В. также похвалил «социальный» ИСО, сказав, что «его существование показывает: стандартизация – это важный регулятор не только в сфере технического регулирования, но и в сфере социально-экономических отношений в целом. Представитель РСПП Феоктистова Е.Н. заметила, что считает социально-ответственное предпринимательство фундаментом конкурентоспособности любой компании и залогом его выхода на международный уровень.

Что касается содержания стандарта, разработчики ISO 26000:2010, (Рабочая группа «Социальная ответственность» при Техническом комитете ИСО, – ред.) в тексте стандарта особо подчеркнули два момента. Во-первых, указывают они, ISO 26000:2010 не предназначен для создания нетарифных барьеров в торговле и не служит для того, чтобы его цитировали как доказательство эволюции международного права. Во-вторых, ISO 26000:2010 не является стандартом системы менеджмента. В тексте документа подчеркивается, что данный унифицированный свод правил не подходит «для сертификации, обязательного или контрактного применения». Разработчики предупреждают, что любые предложения сертифицировать фирму на предмет соответствия этому ИСО будут противоречить его назначению и смыслу.

Львиная доля документа посвящена конкретным механизмам установления на предприятии социально ответственных отношений. Заинтересованных в проблеме сторон международный ИСО делит на три группы: организация, общество и, собственно, заинтересованные стороны. По отношению к обществу, согласно стандарту ISO 26000:2010, та или иная бизнес-структура должна четко понимать, какое влияние она оказывает на людей. Документ призывает принимать в расчет, что окружающие ожидают от компании ответственного и этичного поведения. Вообще, мысль, что фирма должна вести себя этично красной нитью проходит через все параграфы стандарта. В том, что касается заинтересованных сторон, руководству бизнес-структуры нужно понимать, что этот термин, хотя и совпадает местами с понятием общество, далеко не всегда имеет с ним общие цели и интересы.

Вся тема социальной ответственности бизнеса делится в международном стандарте на семь составляющих: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие.

Авторы ISO 26000:2010 осознавали, какой сложности тему затронули. К работе над созданием проекта стандарта постарались пригласить как можно больше экспертов и заинтересованных участников со всего мира. В итоге, над «социальным» ИСО трудились представители 90 стран и 40 международных и региональных организаций. В числе участников были потребители, чиновники, специалисты из промышленного сектора, работники и сотрудники НПО. В соотношении тех, кто работал над созданием стандарта, постарались учесть гендерные вопросы и существующую разницу между развитыми и развивающимися странами.

Стоит отметить, что недавно внедрение ISO 26000:2010, совершенно независимо от прошедшего 16 февраля семинара, прокомментировал глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Элькин Г.И. В интервью российским журналистам он рассказал о ряде проблем, которые существуют в этой сфере. Чиновник особо подчеркнул, что в России есть нехватка специалистов по стандартизации и Москва тесно сотрудничает с ИСО в ее преодолении. О самом стандарте он сказал, что «его применение достаточно глобальная вещь». «Социальный» ИСО руководитель ведомства сравнил с другим «глобальным» стандартом  ИСО.

Цитата: ‘Применение стандарта ISO 26000:2010 – достаточно глобальная вещь. Сразу хочу сказать, что это первый шаг. Этот стандарт, как стандарт, связанный с качеством, вы все, наверное, знаете, Стандарт ИСО 9000, как стандарт, связанный с экологией, который называется ИСО 14000. Эти стандарты предназначены для последующей сертификации предприятий на соответствие этому стандарту’, – сказал Элькин Г.И. в интервью информационно-правовому порталу «Гарант».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: